Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 9. Преподобные подвижники Терского берега Кольского полуострова сах и шняках повоеваша погост Варзугу и ... разориша Никола-Корель- ский монастырь»1. Как мы указывали выше, одной из версий истории монаха Аксия мож но считать утверждение, что старец этот - один из тех немногих учени ков преподобного Евфимия Корельского, что уцелели после упомянуто го жестокого разорения как самого Николо-Корельского монастыря, так и его многочисленных скитов на Кольском полуострове в 1419 году. В таком случае «монах Аксий» лишь потому считается соловецким подвижником, что закончил свой долгий жизненный путь на кашкаран- ском берегу, уже отписанном Соловкам, хотя по постригу соловецким монахом он не был. § 4. Монах Аксий как соловецкий постриженик Надо признать, что все сказанное выше о времени и обстоятельствах жизни монаха Астерия - лишь историческая гипотеза. Но она позволяет нам хоть как-то объяснить причину весьма странного обстоятельства - утраты подлинного имени монаха. Однако при этом мы вынужденно апеллируем к событиям весьма давних времен, что невольно порождает сомнения. В то же время, есть и иной вариант исторических обстоятельств, ко торый мог создать эту странную ситуацию с утратой имени. Речь идет о временах более поздних и более реальных - о середине ХѴТІ века. Именно в это время, с 1668 по 1676 годы, в родном монастыре «монаха Аксия» происходил бунт, более известный как «Соловецкое сидение» - противостояние и сопротивление сторонников «старой веры» церков ной реформе патриарха Никона. Осада монастыря, проводимая царски ми стрельцами, полностью лишила Соловецкий архипелаг связи с боль шой землей. В таком случае эпизод, связанный с возвращением помор ской лодьи с телом почившего Аксия назад в Кашкаранцы, приобретает вполне реалистичное объяснение, чему впоследствии могла быть прида на житийная окраска. К моменту занятия Соловецкой крепости правительственными вой сками в 1676 году внутри монастырских стен почти не оставалось мона хов: большая часть братии либо покинула обитель, либо была изгнана 1 П е р в ы й Н о в г о р о д с к и й л е т о п и с н ы й с в о д з а 1 4 1 9 год / / П С Р Л . Т . 3. С . 108-109. 261
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz