Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 9. Преподобные подвижники Терского берега Кольского полуострова ми всю ночь, а на рассвете обнаружили, что они все еще «на виду Кашка- ранцев». Для опытных северных мореходов такое событие явилось не­ бывалым чудом и вызвало настоящее потрясение. Всё произошедшее справедливо истолковали как указание Божье о захоронении тела инока именно здесь, в Кашкаранцах. « И погребено было тело Аксия в Кашкаранцах»1. Место сей могилы стало весьма по­ читаемым всеми промышленниками, приходившими в эти края на лов, особенно после того, как все заметили, что «болезнь цинготная», или, по-местному, скорбут, в этих местах больше не случалась вовсе. Как раз, примерно в это же время, в Кашкаранцах стали появляться монахи Соловецкого монастыря, наследуя места славных деяний учени­ ков преподобного Евфимия Корельского. Вскоре эта часть Терского бе­ рега была и официально отписана Соловецкой обители. Как свидетель­ ствуют документы, в 1470 году вдова новгородского посадника Исаака Борецкого Марфа отписала отцу-основателю обители преподобному Зо- симе Соловецкому рыболовные тони от «Кашкаранского ручья до Крас­ ной щелейки, свою вотчину Кашкаранский наволок и Точильный ручей»2. § 3. Тайна монашеского имени Надо сказать, уцелевшее в народной памяти имя святого кашкаранско­ го старца Аксия не канонично. Это «народное» имя первого кашкаран­ ского инока, к сожалению, проникло в церковные календари и в списки имен святых в Соборах. Поскольку имени «Аксий» в святцах не суще­ ствует как такового, то, видимо, следует принять во внимание мнение свя­ щенника Николая Павловского, служившего в XIX веке на Кашкаранском приходе и проводившего исследования по истории села. Отец Николай полагал, что полное святое имя первого кашкаранского инока было Асте­ рий. Астием, или Аксием, его называли по известному «этикету» того давнего времени. Как мы знаем из древних грамот, у простого люда имена чаше всего имели «уничиженную» форму: Ивашка, Сенька, Васюк... В то же время, можно встретить иные самые разнообразные и удиви­ тельные мнения об имени кашкаранского инока: «Подлинное имя монаха 1 Т а м ж е . Л . 2 о б . 2 Огородников Е. М у р м а н с к и й и Т е р с к и й б е р е г . С . 28-29. 259

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz