Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 9. Преподобные подвижники Терского берега Кольского полуострова ми всю ночь, а на рассвете обнаружили, что они все еще «на виду Кашка- ранцев». Для опытных северных мореходов такое событие явилось не бывалым чудом и вызвало настоящее потрясение. Всё произошедшее справедливо истолковали как указание Божье о захоронении тела инока именно здесь, в Кашкаранцах. « И погребено было тело Аксия в Кашкаранцах»1. Место сей могилы стало весьма по читаемым всеми промышленниками, приходившими в эти края на лов, особенно после того, как все заметили, что «болезнь цинготная», или, по-местному, скорбут, в этих местах больше не случалась вовсе. Как раз, примерно в это же время, в Кашкаранцах стали появляться монахи Соловецкого монастыря, наследуя места славных деяний учени ков преподобного Евфимия Корельского. Вскоре эта часть Терского бе рега была и официально отписана Соловецкой обители. Как свидетель ствуют документы, в 1470 году вдова новгородского посадника Исаака Борецкого Марфа отписала отцу-основателю обители преподобному Зо- симе Соловецкому рыболовные тони от «Кашкаранского ручья до Крас ной щелейки, свою вотчину Кашкаранский наволок и Точильный ручей»2. § 3. Тайна монашеского имени Надо сказать, уцелевшее в народной памяти имя святого кашкаранско го старца Аксия не канонично. Это «народное» имя первого кашкаран ского инока, к сожалению, проникло в церковные календари и в списки имен святых в Соборах. Поскольку имени «Аксий» в святцах не суще ствует как такового, то, видимо, следует принять во внимание мнение свя щенника Николая Павловского, служившего в XIX веке на Кашкаранском приходе и проводившего исследования по истории села. Отец Николай полагал, что полное святое имя первого кашкаранского инока было Асте рий. Астием, или Аксием, его называли по известному «этикету» того давнего времени. Как мы знаем из древних грамот, у простого люда имена чаше всего имели «уничиженную» форму: Ивашка, Сенька, Васюк... В то же время, можно встретить иные самые разнообразные и удиви тельные мнения об имени кашкаранского инока: «Подлинное имя монаха 1 Т а м ж е . Л . 2 о б . 2 Огородников Е. М у р м а н с к и й и Т е р с к и й б е р е г . С . 28-29. 259
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz