Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 9. Преподобные подвижники Терского берега Кольского полуострова древности, всегда был почитаем в Архангельской и Карельской епархиях, ныне он причислен и к Собору Кольских святых. «Монахи Николо-Корелъского монастыря были традиционно хороши ми мореходами», и иметь свои поселения на берегах Крайнего Севера для них было несложно. На своих «малых кораблецах» они ходили во круг Кольского полуострова. Так, например, «в 1552 году монах Николо- Корелъского монастыря Игнатий на рыбацкой лодке прибыл в Колу, а через 8 лет это плавание повторил монах Иосиф»1. Миссионерское освоение этих поморских земель преподобный Ев- фимий и его ученики осуществляли путем созидания вдоль всех побере жий Корелы и Кольского полуострова церквей, часовен и небольших скитских монашеских поселений. § 2. Монах Аксий как ученик преподобного Евфимия Нынешнего поморского села Кашкаранцы в те давние времена, ко нечно, еще не было. Ближайшим историческим поселением на Терском берегу была Варзуга, которая задолго до появления там христианского погоста существовала как поселение людей весьма смешанного состава. Ранее всех, в глубокой древности, тут жили биармийцы, волей князя Александра Невского оттесненные в XIII веке корелами на северо-запад, в Норвегию, а биармийцев позже потеснили или, проще говоря, ассими лировали новгородцы2. На Кашкаранский наволок промышленники Ве ликого Нова-града приходили в то время на промысел лишь на сезон, дабы добывать морского зверя3и ловить рыбу. И, конечно же, тогда, в на чале XV века, все знали живущего здесь с давних лет уединенного от шельника - «монаха Аксия». Каждый приходящий на промысел считал своим долгом навестить старца и испросить его святых молитв о благо получии и удаче в тяжком морском промысле. Как гласит предание, в одну из весен на Терском берегу, на «Кашка- ранском наволоке» для «наледного промысла»4 собралось «довольное 1 Белов ММ . А р к т и ч е с к о е м о р е п л а в а н и е с д р е в н е й ш и х в р е м е н д о с е р е д и н ы X IX в е к а . М . , 1956. С . 33. 2 « К ю г о - в о с т о к у и ю г у о т Л а п п и и н а х о д и т с я п р о в и н ц и я , н а з ы в а е м а я К а р е л и е й , а н а р о д в н е й н а з ы в а е т с я к а р е л а м и (Kerilli), а н а ю.-ю.-в. о т К а р е л и и л е ж и т с т р а н а , н а з ы в а е м а я Novogardia ( В - Н о в г о р о д ) ». И з з а п и с о к С т и в е н а Б а р р о у , к о м а н д и р а а н г л и й с к о г о с у д н а в 1556 году. 3 П о о п и с а н и ю 1 7 8 5 года: « Н е р п у п р о м ы ш л я ю т н а Б е л о м м о р е , н а ч и н а я с м а р т а п о м а й м е с я ц » . 4 « Н а л е д н ы й п р о м ы с е л - п р о м ы с е л м о р с к о г о з в е р я н а л ьд у , з и м о ю и р а н н е й в е с н о й » . Ду ров И.М. О п ы т т е р м и н о л о г и ч е с к о г о с л о в а р я р ы б о л о в н о г о п р о м ы с л а П о м о р ь я . О . С о л о в к и , 1929. С . 20. 257
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz