Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел IX солеею [возвышение пола перед иконостасом. - Е. М .] по деревянному кресту» ‘.Судя по сдержанному тексту сообщения, настоятель монасты­ ря архимандрит Ионафан хорошо понимал, что такие самочинные дей­ ствия не могут быть признаны обретением мощей, и останки «неизвест­ ных» вновь «зарыли в землю». Тем не менее, факт наличия мощей под Сретенской церковью был установлен. При этом, как выяснилось позже, часть мощей преподобного Трифо­ на была отделена, и отец-настоятель распоряжался этими частицами са­ мостоятельно, предполагая скорое официальное обретение святыни. Об этом говорят наступившие приготовления: «вместо ветхой плащаницы и деревянной раки благочестивою благотворительницею архангельскою купчихою Е.С. Рыниной была прислана богатая серебряная рака со сте­ клянным футляром»2. Ясно, что «стеклянный футляр» необходим для предстоящего хранения мощей. В 1894 году путешественник Е.В. Львов писал: «В настоящее время настоятель хочет перенести обитель к морскому берегу, к могиле 116-ти мучеников, и туда же надеется перенести мощи святого Трифона. В том, что его могила именно здесь, никто не сомневается»3. Тем не менее, торжеств по случаю обретения мощей преподобного Трифона Печенгского так и не случилось. Конец XIX - начало XX веков был периодом, когда Русская Право­ славная Церковь приступила к давно назревшим агиологическим вопро­ сам, а именно к наведению порядка в вопросе церковного почитания свя­ тых. Шла непростая работа по утверждению окончательного перечная прославленных подвижников, которая завершилась лишь в 1903 году из­ данием «Верного месяцеслова». Большим препятствием к получению разрешения на обретение мощей печенгских подвижников являлось то обстоятельство, что отец-настоя­ тель находился в сложных отношениях с священноначалием Архангель­ ской епархии, которое не хотело освобождать Печенгский монастырь от давней зависимости от Соловецкого монастыря. В этих условиях проти­ востояния обращаться со столь серьезными просьбами было неуместно. Отец-настоятель видел здесь иную возможность. Всесильным покро­ вителем архимандрита Ионафана и Печенгского монастыря был обер- 1 Ануфриев Д . А . З а п и с к и о ч е в и д ц а . С . 18. : Тамже. С. 19. ' Львов Е. П о с т у д е н о м у м о р ю . С . 168,177 п р и м . 252

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz