Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел IX ного монастыря назначался игумен Иоанн, а строителем в Кольский монастырь патриарх направил из Крестного монастыря старца Исайю1. Однако в монастырской редакции жития дальнейшие события трак­ туются по-иному: «Иоанн, приехав в Печенгскую обитель, забрал дорогую утварь и казну и частию отвез в Крестный монастырь, а частию взял себе. Этого мало. Дерзкий игумен, наверное, ища денег [?], начал раскапывать могилу преподобного Трифона. Господь немедленно наказал его. Он был по­ ражен неведомою силою, бежал в монастырь, впал в болезнь и скончался лю­ той смертью»2 - (так в житии, литературно обработанном в конце XIX века). В рукописном варианте XVIII века: «По мале времени впаде в болезнь, и нечаемо расседеся чрево его и зле скончался»3. Сразу оговорим, что с игуменом Иоанном ничего плохого не произо­ шло, он и дальше успешно окормлял «Ставрос-монастырь» на Кий острове и в «Памяти» 1660 года упоминается как «Крестного монасты­ ря архимандрит Иван с братией». В 1658 году в принадлежащем теперь Патриарху Никону ставропиги- альном Печенгском монастыре спустя 75 лет по преставлении печенгско­ го старца по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Никона была предпринята попытка обретения мощей преподобного Трифона. Это деяние совершалось в соответствии с замыслами Патриарха: «Патриарх Никон озаботился дать новоустро­ енному монастырю особую святыню, чтобы она могла привлечь внима­ ние благочестивых паломников»4. Однако обретение мощей не состоялось. Согласно тексту жития, это­ го не произошло, поскольку было явлено «чудо» «поражения игумена неведомою силою и бегства его в монастырь». Однако, надо понимать, все дело состояло в серьезном неблагополучии, наступившем в это время в Кольско-Печенгском монастыре, буйной жизни братии и разбойных порядках, что не позволило исполнить волю Патриарха Никона5. 1 «Он [Никон] послал на Кий-остров искусного в строительном деле иеромонаха и с ним боярского сына строить монастырь» (Архангельские епархиальные ведомости. 1897. № 22. С. 743). 2 Житие и чудеса преподобного отца нашего Трифона. С. 543. 3 Агиографический сборник с «Житием преподобного Трифона Печенгского». 2-я пол. 1780- хгг.РГАДА, Рук. собрание Ф.ФМазурина, ф. 196. оп. 1;№634,л. 189. 4 Архангельские епархиальные ведомости. 1897. № 22. С. 743. Вскоре Патриарх отправил в Па­ лестину посланника-иеромонаха для доставки частиц мощей и других христианских святынь Вос­ тока. Все привезенное было укреплено на особом кипарисовом поклонном кресте. 5 Об этом подробно см.: Митрофан (Баданин), игумен. Преподобный Трифон Печенгский. Исторические материалы к написанию жития. Изд. «Ладан» - Мурманск - СПб., 2009. С. 243-250. 250

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz