Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Раздел IX ного монастыря назначался игумен Иоанн, а строителем в Кольский монастырь патриарх направил из Крестного монастыря старца Исайю1. Однако в монастырской редакции жития дальнейшие события трак туются по-иному: «Иоанн, приехав в Печенгскую обитель, забрал дорогую утварь и казну и частию отвез в Крестный монастырь, а частию взял себе. Этого мало. Дерзкий игумен, наверное, ища денег [?], начал раскапывать могилу преподобного Трифона. Господь немедленно наказал его. Он был по ражен неведомою силою, бежал в монастырь, впал в болезнь и скончался лю той смертью»2 - (так в житии, литературно обработанном в конце XIX века). В рукописном варианте XVIII века: «По мале времени впаде в болезнь, и нечаемо расседеся чрево его и зле скончался»3. Сразу оговорим, что с игуменом Иоанном ничего плохого не произо шло, он и дальше успешно окормлял «Ставрос-монастырь» на Кий острове и в «Памяти» 1660 года упоминается как «Крестного монасты ря архимандрит Иван с братией». В 1658 году в принадлежащем теперь Патриарху Никону ставропиги- альном Печенгском монастыре спустя 75 лет по преставлении печенгско го старца по благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Никона была предпринята попытка обретения мощей преподобного Трифона. Это деяние совершалось в соответствии с замыслами Патриарха: «Патриарх Никон озаботился дать новоустро енному монастырю особую святыню, чтобы она могла привлечь внима ние благочестивых паломников»4. Однако обретение мощей не состоялось. Согласно тексту жития, это го не произошло, поскольку было явлено «чудо» «поражения игумена неведомою силою и бегства его в монастырь». Однако, надо понимать, все дело состояло в серьезном неблагополучии, наступившем в это время в Кольско-Печенгском монастыре, буйной жизни братии и разбойных порядках, что не позволило исполнить волю Патриарха Никона5. 1 «Он [Никон] послал на Кий-остров искусного в строительном деле иеромонаха и с ним боярского сына строить монастырь» (Архангельские епархиальные ведомости. 1897. № 22. С. 743). 2 Житие и чудеса преподобного отца нашего Трифона. С. 543. 3 Агиографический сборник с «Житием преподобного Трифона Печенгского». 2-я пол. 1780- хгг.РГАДА, Рук. собрание Ф.ФМазурина, ф. 196. оп. 1;№634,л. 189. 4 Архангельские епархиальные ведомости. 1897. № 22. С. 743. Вскоре Патриарх отправил в Па лестину посланника-иеромонаха для доставки частиц мощей и других христианских святынь Вос тока. Все привезенное было укреплено на особом кипарисовом поклонном кресте. 5 Об этом подробно см.: Митрофан (Баданин), игумен. Преподобный Трифон Печенгский. Исторические материалы к написанию жития. Изд. «Ладан» - Мурманск - СПб., 2009. С. 243-250. 250
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz