Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Раздел IX первоочередных мер1. Во-первых, всем было велено укрыться в мона стырской ограде. Туда же, надо понимать, были перенесены и мощи пре подобного Трифона, также как и останки убиенных Ионы и Германа. По сле положенного прощания и отпевания тел мучеников до окончательно го прояснения ситуации и в связи с возможностью нового нападения их, видимо, уложили в покойницкой (божедоме). Надо сказать, на Руси в то время существовал обычай не хоронить покойников («заложных»), умерших насильственной смертью в мороз ное, зимнее время, а укладывать до весны в особом холодном помещении, «в доме, выстроенном за городом, который называют божедом, до на ступления весны»2. Либо поступили следующим образом: «Вследствие сильного холода, они (русские) имеют обыкновение укладывать своих мертвецов в колокольни своих церквей, которые и находятся здесь, без всякой порчи, до апреля месяца, когда погода бывает теплая»3. Разразившиеся через несколько дней завершающие события этой драмы кроме полного уничтожения монастыря и его братии должны были коснуться и судьбы этих пребывавших на территории монастыря святых останков. Каким именно образом, неведомо. Равно как неизвест но, когда их унесли от остальных тел 116-ти мучеников и захоронили на реке Мане. Надо понимать, абсолютно все монастырские строения фин ны сожгли дотла. Тела погибших и «иссеченных» монахов были сожже ны непосредственно в Зосимо-Савватиевском храме монастыря. Если даже что-то удалось захоронить, то после воздействия таких температур органические останки быстро превращаются в прах и последующее их обретение становится весьма проблематичным. 1 Как известно из «Датского документа», Весайнен уничтожил все монастырские суда, стоя щие в гавани у Успенской пустыни: «... все корабли и лодки и находившиеся в гавани суда изрубили на части» (Старинный Датский документ. С. 4), тем самым лишив братию возможности обследовать акваторию вокруг Печенгской губы, что могло бы привести к обнаружению его отряда, укрывшегося на целую неделю в губе Волоковая. 2 Флетчер Джильс. О государстве Российском / / Россия XVI века. Воспоминания иностран цев. Смоленск, 2003. С. 137. Надо сказать, это замечание иностранца не вполне точно. Так поступали лишь с «заложными покойниками» - людьми, умершими «напрасной» (неожиданной, «не ко сро ку») смертью, которых хоронили в общей могиле раз в год, на Семик, тогда же и отпевали. Происхо дило это непосредственно перед Троицей, в седьмую (отсюда «Семик») послепасхальную неделю, в четверг. 1 Карляйль Чарльз. Описание Московии при реляциях гр. Карлейля 1664 г. / / Историческая библиотека. СПб., 1879. № 5. С. 26. 248
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz