Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 8. Гибель Печенгского монастыря то серебро, что Иоанн Грозный в 1556 году непосредственно из казны пожертвовал Трифону, «пожаловав его и одарив обитель богато»1. Что касается мощей преподобного Трифона и его учеников, Ионы и Германа Печенгских, то мы не можем оставить без комментариев пред положение о том, что могила Трифона в Успенской пустыни у Трифонова ручья была осквернена разбойниками. В таком случае этот факт мог явиться причиной перезахоронения мощей святого в более безопасном месте, в глубине материка, близ лопарского зимнего погоста вместе с останками убиенных Ионы и Германа. Кроме того, надо учитывать ду ховную атмосферу подавленности, царившую тогда в монастырской сре де, и желание обезопасить чтимые останки от возможных осквернений в будущем, тем более что места эти были покинуты братией на несколько лет. Документы указывают, что монахи на Печенге вновь реально появи лись лишь к 1596 году. Опубликованное в конце XIX века поэтическое предание о трагедии на Печенге, надо полагать, не случайно говорит о поминальной записке: «поминанье по вновь преставившимся убиенным и список их имен, на чиная с имени настоятеля»2, обнаруженной в трапезной монастыря на кануне нападения. Равно как и повествует о предателе, «кочевом лопа ре - фильмане [кочевой лопарь протестантского вероисповедания. - Е. М.] Иване», от которого «Бог отступился»3. Также и то, что особо подчер кивает житие, - люди Весайнена оказались внутри монастырского укре пления внезапно и неведомым образом: «Оные еретики безвестно впад- ше во ограду и вне церкви во службах сущих заклаша мечем»4. Думается, что и записка, подброшенная в трапезную, и подкупленный за «50 сере бряных шведских монет» предатель-лопарь, и отворенные монастыр ские врата - все это звенья одной цепи. Перед нами в полной мере рас крывается тщательно продуманный план Пекки Весайнена. Как известно, совершив первое злодеяние в Успенской пустыни, Ве сайнен исчез: «Не дошедши обители, сокрыиіася в тайне месте». Потря сенная ужасной картиной, открывшейся взору при могиле святого Три фона, в недоумении от необъяснимости всего произошедшего, включая и исчезновение врага, братия монастыря должна была предпринять ряд 1 Там же. С. 106. 2 Львов Е. По студеному морю. С. 267. 3 Корольков Н.Ф. Трифоно-Печенгский монастырь. С. 24. 4 Житие преподобного Трифона. С. 118. 247
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz