Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 1.1481-1519 годы. Формирование личности преподобного Феодорита Кольского Н.Н. Харузин указывает на существование двух различных версий: «по одной - он был сыном священника, по другой - сыном креще ного еврея»1. Что касается Феодорита, то хотя А. Курб ский прямо и не говорит о том, что он проис ходил из крещеных евреев, но весьма характер ную фразу, которой поприветствовал молодо го Феодорита преподобный Александр Свир- ский, приводит примечательно дословно: «Вот сын Авраамов пришел к нам, Феодорит диакон». Сын Авраамов - это значит иудей2. Памятная открытка, изданная « іѴІЫ — СвМЯ АврайМОвО ... » (И н .8 ,33 ) - имен- монастыремв 1999 году но так гордо называли себя иудеи; «Отец наш с изображением иконы L ' 1 преподобного Трифона есть Авраам» (Ин. 8, 39). Печенгского конца XIX века g ЭТОЙ СВЯЗИ СТаНОВИТСЯ ПОНЯТНОЙ И ВеСЬ- ма характерная мирская фамилия «русского философа Федора» (Феодорита) - Жидёнов. Очевидно, фамилия прои зошла от слова «жид» , «жидовин», что на древнеславянском означало «иудей», «еврей»3. Фамилии людей в те времена формировались из да ваемых их предкам прозвищ. Так, например, знаменитый род Палицыных начинался от богатыря Ивана Микулаевича, прозванного за его недю жинную силу Палицей4. Таким образом, и фамилия Жидёнов вполне могла происходить от прозвища его предка - «Жидовин». Учитывая близость Феодорита к представителям высшего света, очевидные лингвистические таланты и редкую образованность, можно предположить, что он вышел из среды людей весьма именитых и образованных. А таких, следует признать, в то 1 Харузин Н.Н. Русские лопари / / Записки Императорского Общества любителей естествоз нания, антропологии и истории при Московском Университете. М., 1890. С. 38. (Далее: Харузин Н.Н. Русские лопари). 2 Конечно, можно возразить, что каждый христианин духовно наследует сыновство «Аврааму, Исааку и Якову» и что «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3,9), но, думает ся все же преподобный Александр в своем приветствии имел ввиду не эти богословские тонкости. 3 Дьяченко Георгий, протоиерей. Полный церковнославянский словарь. М., 1993. С. 185. (Далее: Дьяченко. Словарь). 4 Ушаков И.Ф. Избранные произведения. Т. 2. Мурманск, 1998. С. 214—215. 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz