Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 8. Гибель Печенгского монастыря § 5. Места захоронений печенгских подвижников и судьба их мощей Согласно тексту жития преподобного Трифона, всю братию мона­ стырскую «разъярившеся окаянные\, мечами преподобных в части разсеко- ша, и храмы Божия оскверниша и ограбиша, и с посеченными преподобных телесы сожгоша»1. Сознательно или нет, но делалось все, чтобы не допу­ стить возможного обретения мощей мучеников в будущем. Еще раз под­ черкнем: «Всех их шведы сожгли вместе с монастырем»2. Когда в 1886 году на Печенгу для восстановления монастыря прибы­ ли одиннадцать соловецких иноков во главе со строителем иеромонахом Никандром (Чуватиным), то «над могилой 116-ти мучеников печенгских стоял деревянный крест, обнесенный деревянною решеткою, и небольшая около могилы церковь с ветхим для священника домиком»3. В 1890 году в первые месяцы своего правления новый строитель мо­ настыря иеромонах Ионафан «над могилой печенгских мучеников по­ строил новую часовню в честь Рождества Христова»4, под которой «сна­ ружи имеется ход в небольшое помещение вроде склепа, с общим памятником»5. В ходе земляных работ для создания фундамента часовни была обнаружена каменная плита, на которой лежали некоторые метал­ лические предметы сгоревшей в древности церкви (лампадка, крюки, скобы подсвечника). Кроме того, был найден сплавленный слиток песка, камня и человеческих костей, что было расценено как подтверждение исторических свидетельств о сожжении всех печенгских страдальцев вместе с монастырем. В 1906 году к часовне, что на могиле 116-ти убиенных печенгских мо­ нахов, была пристроена Рождественская церковь, часовня же обращена в алтарь. Склеп-крипту под алтарем посещали благочестивые паломники, по печенгским страдальцам монастырская братия служила панихиды. В крипте над символической могилой был уложен гранитный камень- плита, обнаруженный при раскопках. На стене крипты размещался Крест и иконы Спасителя и Божией Матери. 1 Житие преподобного Трифона. С. 118. 2 Старинный Датский документ. С. 7. 3 Корольков Н.Ф. Трифоно-Печенгский монастырь. С. 39. 4 Там же. С. 44. 5 Львов Е. По студеному морю. С. 176. 245

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz