Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 8. Гибель Печенгского монастыря время событий, поскольку проще доставить все замерзшие тела к одной могиле, вырубленной в промерзшей земле, чем копать много могил. Как известно, 22 декабря Весайнен испытал серьезное поражение под Кольским острогом, «инемцыТуломою рекою в землю свою побежали» Оставшаяся в живых братия, «бывшая во отшествии в службах», смогла наконец вернуться «в разоренную святую обитель», и «обубиенных горек плач сотворили и оставшиеся плоти рассеченныя, и сгоревшия части собра­ ли и погребли честно»2. Святые же останки преподобного Трифона и двух его верных «сослужебников» из Успенской пустыни, надо пони­ мать, были единственными относительно цельно сохранившимися, в от­ личие от рассеченных и сожженных тел остальной братии. Их-то и было решено захоронить в укромном месте, у погоста Печенска Зимняя, под присмотром местных лопарей, поскольку на месте монастыря теперь никто не оставался. Жить было негде, да и страшно3. И о новом месте захоронения решено было пока молчать. Уже начиналась полномас­ штабная война со Швецией, Весайнен же сумел посеять в душах паниче­ ский страх перед возможным новым надругательством над останками преподобных4при новых нападениях, и особенно со стороны моря. Возможно, именно таким образом мощи преподобного Трифона Пе­ ченгского, преподобномучеников Ионы Печенгского и Германа Печенг­ ского нашли свое упокоение «на Печенге реке на усть реки Маны, где место первоначальное Печенского монастыря, да место церковное Ж и ­ воначальной Троицы»5. Еще раз возвратимся к размышлениям о том, почему житие поминает 116 мучеников, а не 95. Можно сделать еще одно предположение: разни­ ца включает и тех, кого увели в плен, и они, возможно, тоже приняли ве­ нец мученический. Как свидетельствует житие, обратный путь разбойни­ ков был тяжек: «Избившие преподобных подобную погибель получили 1 Летописец Соловецкий старца Петра Ловушки / / Летописи и хроники. М., 1981. С. 241. 2 Житие преподобного Трифона. С. 119. 3 Монахи вернулись сюда, на Печенгу лишь в 1596 году. 4 «Оставшиеся плоти рассеченныя и сгоревшие части», захороненные в братской могиле, из страха перед осквернением накрыли тяжелыми гранитными плитами. Одна из них была извлечена в декабре 1890 года «при копании ям для каменных устоев часовни над могилой 116 мучеников» (.КорольковН.Ф. Трифоно-Печенгский монастырь. С. 44). На месте этой часовни до пожара 2007 года был алтарь монастырской церкви. Упомянутая плита должна быть установлена для поклонения в крипте под часовней 116-ти мучеников Печенгских. s Писцовая книга Алая Михалкова 1608 года. Цит. по: ХарузинН.Н. Русские лопари. С. 432- 433 . 243

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz