Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел IX можно увидеть, что после смерти «великого основателя - преподобного Зосимы 18 настоятелей сменили друг друга»1, и это лишь в период до 1537 года. Исключение в настоятельском «долгожительстве» являет со­ бой священномученик Филипп Московский, окормлявший Соловки в те­ чение 20 лет - с 1546 по 1566 год2. Как известно, монастырская должность строителя существует неза­ висимо от того, есть ли в обители настоятель. До своей блаженной кончи­ ны строителем Печенгского монастыря состоял преподобный Феодорит Кольский. Еще раз напомним, что, с канонической позиции, Феодорит никогда и не переставал быть строителем основанного им Свято-Троиц­ кого Кольского монастыря. Беззаконные действия братии, изгнавшей старца и переместившей монастырь из Колы на Печенгу, вовсе не отме­ няют Ставленой грамоты, данной Феодориту архиепископом Новгород­ ским Макарием около 1540 года. Так что до августа 1571 года строителем Троицкого монастыря оставался преподобный Феодорит Кольский. С момента «кольского бунта» 1548 года - лишь de jure, а после возвра­ щения Феодорита на Север около 1562 года уже и de facto, что находит свое подтверждение в исторических документах3. Относительно того, кто сменил Феодорита после его кончины, с достаточной долей вероят­ ности можно предположить, что до избрания строителем монаха Сергия монастырь как строитель возглавлял сам Трифон Печенгский4. Что касается информации о насельниках монастыря ко времени разо­ рения обители, то, как известно, в «Датском документе» записаны имена 95 мучеников. Это строгий официальный документ, составленный коро­ левским чиновником - сборщиком податей, который по долгу службы обязан быть предельно точным. И он, «королевский фохт», тщательно исполнил свои обязанности, не поленившись переписать чуждые его слу­ ху русские имена. Также вскоре после разорения уцелевший (или вновь избранный) строитель Сергий с братией «Живоначальные Троицы Печенского мо- 1 Федотов Г.П. Святой Филипп, митрополит Московский. М., 1991. С. 30. 2 Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. СПб., 1877. С. 816. ’ Речь идет о «Данной 1569 года от Евсевия Букина Строителю Феодориту с братией» (Бело­ куров С. Материалы для русской истории. М., 1888. С. 65). См. также: Андреев А.Н. К истории коло­ низации западной части Кольского полуострова / / Исторический журнал. Пг., 1920. Кн. 1. С. 29. 4 Преподобный Трифон « строителем монастыря» назван в Писцовой книге Алая Михалкова 7116 года. Харузин Н.Н. Русские лопари. Приложение № 2. С. 433. 240

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz