Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 8. Гибель Печенгского монастыря верждение на том, что имя Гурия в ранних монастырских документах не упоминается1. Однако надо заметить, что и в целом документальных сви детельств деятельности монастыря того времени сохранилось весьма не много. В этой связи еще раз вспомним важную подробность, которую сооб щает нам очевидец монастырской жизни тех лет - английский капитан Уильям Барроу: «Печенга - где живут монахи русского закона, причем настоятель, или глава (abbot) этого монастыря назначается всегда москов ским духовенством»2. То есть, другими словами, митрополитом Москов ским, а в дальнейшем Патриархом. Эта запись в дневнике капитана, сде ланная в 1557 году, является важным свидетельством того, что в 1557 году в монастыре уже был настоятель (abbot), назначенный в Москве. Кроме того, указание англичанина на подчиненность монастыря Мо скве, а не новгородскому Владыке, возможно, свидетельствует о том, что вместе с царской Жалованной грамотой в 1556 году монастырь получил также и ставропигиальность3, которой до этого на Севере Руси обладал лишь Соловецкий монастырь. В таком случае можно предположить, что широко известный перечень семи древних ставропигиальных монасты рей4может быть расширен. Но это лишь гипотеза, вопрос требует даль нейших исследований. Заметим, что Печенгский монастырь, возрожден ный в XIX веке, в начале XX века уже считался ставропигиальным5. Что касается настоятелей северных монастырей, то о них сохранилось очень мало сведений. Относительно настоятелей древнего Печенгского монастыря мы пребываем в полном неведении: никаких других имен, кроме игумена Гурия, нигде не упоминается. Если же он действительно в течение 33 лет бессменно руководил обителью на Печенге, то это чрез вычайно редкий случай в истории монастырей, и особенно северных. Если коснуться более разработанной истории Соловецкого монастыря, 1 «В 1575 году упоминаются в монастыре только келарь Иов и казначей Макарий» ( Андреев. О подложности Жалованной грамоты. С. 153 (прим)). 2 Английские путешественники в Московском государстве. С. 92. 3 Ставропигиальные монастыри - монастыри, находящиеся в непосредственном управлении Патриарха (позже Св. Синода или Московской синодальной конторы) и пользующиеся многими особыми правами с давних времен. 4 «Соловецкий, Новоспасский, Воскресенский («Новый Иерусалим»), Симонов, Донской, Спасояковлевский и Заиконоспасский» (Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. 2. С. 625). 5 Описи церкви во имя Рождества Христова за 1911 год. Ставропигиальный второклассный Трифоно-Печенгский монастырь. ГАМО, ф. 54, on. 1, д. 147, л. 41 об. 239
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz