Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 8. Гибель Печенгского монастыря богомолия, от Студенаго моря окияна с Мурманского рубежа, Пресвя тые и Живоначальныя Троицы Печенгскаго монастыря игумена Гурия с братиею»1. Преподобный Трифон вернулся на Печенгу только весной 1557 года, когда открылась навигация на Севере, тогда как Гурий прибыл в Печенг ский монастырь как настоятель сразу после встречи с Иоанном Грозным уже осенью 1556 года. Житие ясно говорит о том, что братия уже вместе с игуменом встречали Трифона в монастыре как своего благодетеля и «препитателя». «Игумен же и братия о пришествии его славяще Свя тую Троицупреподобного отца Трифона благодарствовали». Аудиенция у царя, приведшая к получению монастырем Жалованной грамоты с обширными дарениями и льготами, как мы уже упоминали ра нее, состоялась во многом благодаря другу и сподвижнику Трифона Пе ченгского - преподобному Феодориту Кольскому, находившемуся в это время при дворе Иоанна Грозного. Преподобный Трифон в Москву при был не один, а «со единопутным своим, Соловецкого монастыря неким пра ведным иноком » , им-то, надо полагать, и был представленный царю на утверждение будущий настоятель монастыря Гурий Печенгский. Ранее мы упоминали, сколь сильное впечатление на царя произвело произошедшее накануне чудо, когда Иоанну, идущему « к литургии, яви- шася на пути два святолепна инока, царские же очи возлюби их честное явление», и царь беседовал с ними, оставшимися невидимыми для осталь ной свиты. Явление преподобных Трифона и Гурия произошло за сутки до их фактического прихода в Москву. Когда же на следующий день вы яснилось, что боярский «синклит глас царский слышах, иноков же отнюдь не видех», то «великий царь сих блаженных праведников повеле сыскати и о таковых потаенных рабах Божиихудивльшеся зело». В результате та кового чудесного Божьего попечения Печенгскому монастырю были да рованы обширнейшие угодья и льготы, ибо «великий царь возлюби их, и пожаловал, одарив обитель колоколами и церковною утварию богато, от пусти смилостивым призрением»2. Гурий Печенгский был одним из достойнейших учеников преподоб ного Трифона. И если обет иноческого «нестяжания» в жизни руково димой им обители в известной мере и по известным причинам не испол- 1 Жалованная грамота Печенгскому монастырю. С. 437. 2 Житие преподобного Трифона. С. 106. 237
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz