Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел VIII Духа, позволивших достичь столь великих результатов просветительской миссии на Крайнем Севере. § 4. «Сын Авраамов». О происхождении Феодорита Выскажем теперь наши предположения относительно происхожде­ ния преподобного Феодорита. В конце XIX века, с возрождением Трифонова Печенгского монасты­ ря, естественно, пробудился интерес и к личности основателя обители. При этом официальное «забвение» памяти о Феодорите Кольском, явившееся следствием его принадлежности к школе Нила Сорского и к «делу старца Артемия», в дальнейшем привели к усвоению ряда его дея­ ний и житийных черт его ученику - преподобному Трифону Печенгско- му. Понимание этого обстоятельства многое может для нас прояснить. Так, например, наиболее добросовестный исследователь лопарских преданий, русский консул в Норвегии Д.Н. Островский (XIX век), опи­ раясь на материалы норвежских архивов, а также на мнение профессора Я.А. Фрийса (Норвегия), сообщал, что Трифона Печенгского считали, с одной стороны, сыном священника родом близ Торжка, а с другой сто­ роны, сохранилось предание, что он был из крещеных евреев. На это ука­ зывал и B.C. Соловьев: «Здесь главным образом действовал среди рус- скихлопарей сын крещеного еврея, преподобный Трифон чудотворец»1. Если всмотреться в иконографию Трифона, созданную в конце XIX века, то становится очевидным, что авторы икон, отступив от про- рисей XVII века, это ошибочное мнение учитывали. При этом надо признать, что утверждения о священнической родос­ ловной Трифона и одновременно о его иудейских корнях для начала XVI века носили взаимоисключающий характер. Монах мог происходить из крещеных евреев, но кандидата в «приходские батюшки» в абсолют­ ном большинстве случаев избирали из своей, приходской, крестьянской среды. Избранный на должность священника после утверждения на де­ ревенском сходе направлялся с ходатайством к архиерею для принятия решения о рукоположении2. Именно поэтому исследователь Севера 1 Соловьев В. Первобытное язычество. С. 302. : Прихожане избирают священников и диаконов жития нравственного и грамотных: кто из них читает или пишет худо, того отсылать в училище... « (Карамзин Н.М. История государства Рос­ сийского. С. 234). 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz