Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 8. Гибель Печенгского монастыря ветствовало 15-му декабря по старому стилю, так как разница между ка­ лендарями составляла в то время 10 дней1. Есть ли у нас какие-либо осно­ вания полагать, что трагедия случилась 25 декабря 1589 года - «в самый праздник Рождества Христова» ? В своих построениях по определению точной даты этого события мы имеем надежную точку отсчета - свидетельство «Соловецкого летопис­ ца» о дате появления отряда «финских немец»: «...декабря месяца... 2 день. Божьим изволением, грех ради наших, приходили немецкие люди в Печенгский монастырь войною»2. Есть и другая временная привязка. Как известно, воодушевленный успехом своих злодеяний на Печенге, Весайнен направил свой отряд к Кольскому острогу. «И из Печенги пришли в Колу волость под Коль­ ской острог того же месяца декабря за двадня до РождестваХристова»3. Другими словами, разбойников на «наше» Рождество Христово в мона­ стыре быть не могло. Тем более что тот же летописец сообщает: «игуме­ на Гурия, и братию, и слуг побили, и казну монастырскую взяли, и стояли в Печенге 10 дней». Таким образом, несложно будет провести обратный отсчет событий. Финны пришли к Кольскому острогу «за два дня до Рождества», то есть 23 декабря. Дорога из Печенги «ближайшим зимним путем рассчитыва­ лась тогда на 185 верст»4. С грузом награбленного и заходом для разо­ рения Мотовского лопарского погоста в губе Западная Лица она заняла не менее трех-четырех дней. Значит, разбойники вышли из Печенги при­ мерно 19-20 декабря. «Летописец» указывает, что они «стояли в Печен­ ге 10 дней», следовательно, ворвались в монастырское укрепление 9 де­ кабря. Эта дата и есть день памяти «игумена Гурия с братией Печенгско­ го монастыря убиенных». По новому стилю это 22 декабря. Соответственно, день памяти священномученика Ионы и преподоб- номученика Германа Печенгских, убитых на неделю раньше, выпадает на 2 декабря. Эту дату мы упомянули выше, цитируя «Соловецкий ле­ тописец». О недельной задержке затаившегося Весайнена известно из жития: после разорения Успенской пустыни разбойники «на обитель 1 См.: Мельников В.Г. О старом и новом стиле. Новосибирск, 1993. С. 24. В XVI веке разница между календарями составляла 10 дней. 2 Летописи и хроники / Соловецкий летописец конца XVI века. М., 1980. С. 241. 3 Летописец Соловецкий старца Петра Ловушки / / Летописи и хроники. М., 1981. С. 241. 4 Огородников Е. Мурманский и Терский берега. С. 55. 235

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz