Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Раздел IX плотно приставлены одна к другой и создавали крепкое укрепленное кольцо вокруг города»1. На верху таких стен, составленных из этих «городниц», образовывалась довольно широ кая площадка, которую с внешней стороны от неприятельских стрел и камней прикрывал де ревянный забор (забрало, заборол): «Н а верху стены делался помост, огражденный с внеш ней стороны заборолами»2. Житие Трифона не случайно упоминает эти «забрала ограды Устройство крепостных монастырской», между которыми устраива- заборолов. Рис. из Курса истории русской архитектуры ЛИСЬ Щ6ЛИ, «СКВЗ.ЖНИ»; ДЛЯ СТрбЛЬОЫ В НЗ.ПЗ.ДЗ. - м.в. Красовского. Пг., 1916 ющих. На верху стены, в «заборолах», проис ходила ожесточенная борьба во время штур ма, отсюда защитники крепости бросали в нападающих камни, стрелы и копья. То, каким образом врагу удалось внезапно и беспрепятственно ока заться внутри такой монастырской крепости, остается загадкой и поны не. Объяснением тому горестному факту, почему «эти еретики, безвест но [неведомо, непонятно. - Е. М .] впадиіе во ограду», смогли так внезапно и безнаказанно «вне церкви во службах сущих иноков и мирских всех за- класть мечом», остается одно - «благоволение судеб Господних неиссле- домых»3. Таким образом, «Божиим попущением, грехради человеческих, Святыя Троицы и праведного обитель от немец разорена и сожжена бысть до основания»4. Автор жития преподобного Трифона утверждает, что унич тожение монастыря произошло «в самый праздник Рождества Христо ва». Вспомнив о весьма позднем времени написания текста житийной рукописи, оценим достоверность этого утверждения. Рождество Христово Русская Православная Церковь испокон века празднует 25 декабря, придерживаясь старого стиля. Европейские хри стиане, приняв в 1582 году Григорианский календарь, стали отмечать Рождество раньше, чем в России. В 1589 году западное Рождество соот 1 Тихомиров М.Н. Древнерусские города. С. 228. 2 Воронин Н.Н. Крепостные сооружения. С. 451. 3 Житие преподобного Трифона. С. 118. 4 Тамже. С. 91. 234
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz