Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 8. Гибель Печенгского монастыря В старинном предании пазрецких лопарей, записанном в XIX веке протоиереем Константином Щеколдиным, говорится, что некий лопарь Иов заметил этот отряд «финских немец», видимо, в районе оз. Инари - р. Паз. Заподозрив неладное, лопарь решил сообщить об этом в мона­ стырь. При нем была слепая сестра, с ней он и поехал на оленях в Печен- гу. Но все оказалось против него. Внезапно поднялась очень сильная буря, олени испугались и отказались идти. Ночью в сильном буране он отморозил руку и потерял лыжу. Пока Иов сооружал куваксу (шалаш), чтобы было где оставить сестру, и изготовлял новую лыжу, прошло много времени. Разбойный отряд по морю успел прийти в Печенгскую губу к Успенской пустыни раньше. § 3. Второй этап плана Весайнена. Печенгский монастырь От монастырского поселка Викид (Wickitt), принявшего первый удар Весайнена, до северных стен монастырской крепости расстояние около пяти километров. На момент нападения стены монастырского укрепления с севера про­ ходили непосредственно вдоль реки Княжухи [ныне Нюсюкийоки. - Е. М.]. Даже в XIX веке здесь еще можно было найти следы древних мо­ настырских укреплений: « ... высокие насыпи с торчащими почерневши­ ми бревнами - остаток погибшего монастыря»1. На упомянутой реке Княжухе находилась монастырская мельница, которая, как и многие иные хозяйственные постройки монастыря, рас­ полагалась вне его крепостных стен: «Мельница на Княжухе, тотчас за монастырскими стенами... » 2. В наше время приблизительное место этой мельницы указывает мост, по которому речку пересекает дорога на Лии- нахамари. «В 1906 году, при постройке этой дороги на аршинной глуби­ не были обнаружены бревна, видимо, бывшего хлебного амбара, о чем свидетельствуют найденные тут обуглившиеся хлебные зерна»3. Об этой мельнице на реке в середине XIX века свидетельствовали старинные мельничные жернова, которые, по словам очевидцев, можно было видеть на «задичалом берегу реки Княжухи». Позже, с началом возрождения монастыря, жернова перенесли к Сретенской церкви у реки Маны. 1 Архангельские губернские ведомости. 1888. № 25. 2 ФриссЯ.А. Печенгский монастырь. С. 267. 3 Корольков Н.Ф. Трифоно-Печенгский монастырь. С. 66. 231

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz