Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 8. Гибель Печенгского монастыря Успения Пречистыя Богородицы, что у Преподобного над мощами». Об этом свидетельствуют и иные источники: «Шведы, идя с моря, разорили и сожгли прежде всего церковь Успения Богоматери, ту самую, в которой был погребен просветитель Лопского поморья»1. Сделать это было несложно, поскольку в период между навигациями с наступлением Полярной ночи в этом поселке-порту, кроме служащих в Успенской церкви преподобных Ионы и Германа, вовсе не было мона стырского люда2. Здесь враги «иероинока праведного Иону и служебника [Германа] умучили». Верный сопостник преподобного Трифона старец Иона, оставшийся со своим учителем и после его смерти, и послушник старец Герман «в первых» приняли мученическую кончину «от острия меча». Имена их можно найти в списке «Документа...» , это Jionno и Giermandt3. По преданию, священномученик Иона и преподобномученик Герман Печенгские, Кольские4 были умучены утром, во время завершения ран ней Божественной литургии. Монах Герман звонил на колокольне, уви дев врагов, бросился вниз, предупредить служащего Иону, но не успел и был убит у выхода из колокольни5. Девяностолетний старец Иона при нял кончину, сжимая в руках Святую Чашу. Как истинный воин Христов, он защитил прежде всего Святые Дары, и «кровь мученика смешалась с кровью Божественного Агнца». Думается, Евхаристические сосуды, на которых служил Иона, были все те же, что и во время их совместных с Трифоном «нестяжательных» подвигов у реки Маны, и по бедности своей для грабителей ценности не представляли. Всю картину этой трагедии и увидела прибежавшая на зарево пожара монастырская братия. Однако разбойников уже нигде не было видно. «Не дошедши обители, сокрышася в тайне месте»6. Весайнен все хорошо продумал. Нанеся этот главный удар по мона стырской святыне, в самое сердце монастыря, он уже чувствовал себя 1 Историческое описание Колоспеченгского монастыря. Цит по: Огородников Е. Мурманский и Терский берега. С. 54 2 Житие преподобного Трифона. С. 118. 1 Старинный Датский документ. С. 4. 4 Святые Иона и Герман прославлены в Соборе Новгородских и Соборе Архангельских свя тых, равно и преподобномученик Гурий, игумен монастыря. 5 Инок Герман, по-видимому, поднялся на колокольню при Евхаристическом каноне на «До стойно и праведно ...» , когда полагается благовестить 50 ударами в колокол. 6 Житие преподобного Трифона. С. 118. 229
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz