Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Раздел IX Трифона, где и нанес первый страшный удар. Основные же свои силы он не дал обнаружить, укрыв их в губе Волоковой. Вскоре и он, обагрив руки кровью первых печенгских мучеников, пришел в эту губу, соединившись со всем отрядом. «Не доиіедше обители, сокрышеся в тайном месте, и на обитель Преподобного целыя седмь днейратию дерзнути не смели»1. Автор уникального так называемого «Датского документа» - коро левский фогт, сборщик дани в пользу датского короля, прибыв в эти края после рождественских праздников для сбора податей, обнаружил страш ную картину трагедии и полное запустение, о чем позже составил под робный отчет губернатору норвежской крепости Вардехуз (Вардё)2. Касаясь обнаруженных убитыми в Волоковой десяти женщин с деть ми, автор документа поясняет, что их имен он не установил и никого в живых в округе не обнаружил. Здесь, в Волоковой, у монастыря были соляные варницы. Соль в то время представляла собой немалую цен ность. Отсутствие же среди убитых в губе Волоковой лиц мужского пола, скорее всего, свидетельствует о том, что мужчин взяли в плен. Мешки с солью - вещь тяжелая, требовалась рабочая сила. Итак, рано утром 2 декабря, в полной темноте Полярной ночи, Ве сайнен вошел в печенгский Залив монахов - Монкенфьорд. Залив этот незамерзающий, и суда разбойников беспрепятственно могли передви гаться в сторону монастырской гавани. В «Документе» имена погибших в Печенгском монастыре даны общим списком, поэтому мы не знаем, сколько человек и кто поименно были убиты в момент высадки разбой ников на берег в монастырской гавани. С этого места начиналась непосредственно территория монастыря - торговый порт и поселок у Трифонова ручья. В «Документе» говорит ся: «Сожгли поселок под названием Викид (ѵік - бухта, норв.), где была монастырская гавань, и все корабли и лодки, а находившиеся в гавани суда изрубили на части»3. Этот поселок Викид в гавани располагался в непосредственной близости от Успенской пустыни4, там, где «храм 1 Житие преподобного Трифона. С. 118. 2 Старинный Датский документ о разорении Печенгского монастыря в 1589 году / / И з сбор ника отд. русск. языка и словесности Академии наук. СПб, 1890. Т. 51. ! Старинный Датский документ. С. 5. 4 «В то время стали приходить к монастырю морем различные суда... К этому времени отно сится и основание Трифоном новой церкви во имя Пресвятой Девы Марии. Сюда удалялся Трифон, и жил здесь затворником, и совершал богослужения. У церкви, где она стояла, впадает в залив речка, носящая название Трифонова ручья» ( ФриссЯ.А. Печенгский монастырь. С. 266). 228
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz