Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 1.1481-1519 годы. Формирование личности преподобного Феодорита Кольского ное путешествие Феодорита в Константинополь с дипломатической мис сией в возрасте 77 лет и что окормление лопарей в Коле и Печенге вплоть до своей смерти на 91-м году жизни вряд ли были бы ему под силу. По добные возражения никак нельзя признать решающими. Первый просве титель лопарей преподобный Лазарь Мурманский, к примеру, «предал дух свой Господу 8 марта 1391 года. Всех лет жизни его было 105»1. Дру гу и сомолитвеннику Феодорита преподобному Трифону Печенгскому Господь отвел 98 лет жизни. Практически сто лет прожил преподобный Варлаам Керетский. Кроме того, надо учитывать, что у решения Иоанна Грозного делеги ровать на переговоры именно Феодорита были серьезные основания. Фе- одорит «был столь нужным человеком, с его знанием греческого языка, что именно его послали с почетной миссией в Константинополь»2. Кро ме того, эти сомнения предвидел и сам А. Курбский, потому особо огова ривает, что Феодорит хотя и был «уже во старости и в немощном теле», но «повеление царево послушал и пошел срадостью на таковое посольство » 3. Хотелось бы подчеркнуть, почему видится очень важным отстоять этот ранний, 1481, год рождения Феодорита. Все, кто всячески «омола живал» Феодорита, затем в своем скепсисе шли дальше и в конечном ито ге заявляли о «маловероятном» столь долгом пустынном жительстве Феодорита в районах Крайнего Севера4. Нам же кажется, что не следует безосновательно обвинять князя Курбского в недостоверности сведе ний, тем более что речь идет о принципиально важном (можно сказать, основополагающем) факте жизненного подвига его духовного отца. Надо хорошо понимать, что именно эти долгие годы молитвенного и аскетического подвига в «прегорчайших лопарских пустынях» и опре делили меру святости старца и обильное стяжание им даров Святого 1 Книга глаголемая описание о Российских святых. М., 1888. С. 269. (Далее: Книга глаголе мая). Святой подвижник именуется Муромским, или Мурманским, как по названию острова Муром и речки Муромки, так и в память его апостольских трудов по просвещению «мурманской чуди и ло парей», приходивших в эти места. 2 Карташов А.В. Лекции по истории Русской Церкви. СПб, 1901 Т. 1. С. 511. 3 Курбский А. История о великом князе Московском. С. 340. 4 См.: « ...О н [Феодорит] провел в Коле всего несколько лет с конца 30-х годов» (Калугин В.В. Андрей Курбский. С. 195); «Лопари крещены до Феодорита, миссионерская деятельность которого между язычниками должна быть относима приблизительно к году 1545. Не полагая, чтобы А. Курб ский совсем выдумал эту деятельность Феодорита, нужно будет думать, что он был крестителем того или другого числа лопарей, живших по реке Поною [восточная оконечность Кольского полуострова. - Е.М .]» ( Голубинский Е.Е. История русской Церкви. Т. 2. Ч. 2. С. 860). 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz