Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Раздел IX валось «оберегати Соловецкой монастырь в летнее время от корабель ного приходу немецких людей, а в зимнюю пору выезжати на берег и обе регати Поморские волости, Колы, Керети и Кандалакши, и с иными во- лостьми из монастырских волостей, от Немецких людей прихода»1. Как видим, Печенгский монастырь в грамоте не упоминается, что, возможно, говорит о расчете на его труднодоступность и хорошую защищенность. Обитель в эту зиму оказалась без военной поддержки. Можно предположить, что встреча Весайнена с Симоном ван Салин- геном, для изучения карты, дала ему, кроме того, информацию о жизни основателя Печенгской обители преподобного Трифона, о том, кем в прошлом был этот «апостол лопарей». Надо думать, на столь отчаян ный план Весайнена повлияли его воспоминания о горе, им пережитом, и о погибших предках в его селении, о жестоких разорениях и убийствах, совершенных руками именно таких безжалостных русских разбойников. Весайнен хорошо понимал, что такое предприятие не будет похоже на взятие беззащитных поморских селений или Кандалакшской обители, открыто стоящей на Нивском наволоке. Печенгский монастырь - это се верная твердыня, неприступная крепость, не слабее, пожалуй, чем его нынешнее детище - укрепление Оулу. Надо отдать должное Весайнену как автору весьма коварного плана, позволившего ему осуществить в декабре 1589 года самое свое тяжкое злодеяние. Завершив к осени свои кровавые летние набеги на Беломорье, Весайнен собрал свое разбойничье войско в крепости Оулу. Надо было отдохнуть и, главное, отобрать охотников для исполнения принятого им решения о ранее невиданном деле - военном походе на Крайний Север во время полярной ночи (!). Отряд Весайнена, сформированный для похода на Печенгу, был шай кой хорошо экипированных и дерзких разбойников количеством около 100 человек2. Финский историк А.И. Арвидссон приводит уточненную 1 Царская грамота Киприану Оничкову 1581 Июля 31 / / Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической экспедицией Императорской Академией Наук. СПб., 1836. С. 374. 2 О том, что отобраны были самые надежные, говорит тот факт, что в последних осенних по ходах на русское Поморье принимало участие много большее количество финнов: « ... волости по воевали и людей побили... а приходило тех немецких людей 700 человек» ( Тихомиров М.Н. Соло вецкий летописец / / Исторический архив. ВыпускVII. М , 1951. С. 230). Воевода князь А. Вяземский сообщал, что в нападении на Кандалакшский монастырь весной 1589 года участвовало около 100 человек. См.: РГАДА. Документы Посольского приказа. 1589 год. Ф. 96, № 1. 222
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz