Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел VIII стало быть, Феодорит прожил с «божественным» старцем Порфи- рием (і) около четырех лет. Далее Курбский, прервав повествование с целью изложить историю мучений Порфирия I и некоторых иных богословских рассуждений, воз­ вращается к истории Феодорита. «В той же пустынежившу ему сПорфири- ем, обрел Артемия, премудраго Иоасафа, глаголемого Белобаева, и других не­ мало пустыников, мужей святых некоторых и престаревиіихся уже во днех»1. Упоминая вновь Порфирия, Курбский не оговаривает, что это со­ всем иной приход Феодорита к «заволжцам» и иной Порфирий, что, опять же, приводило к путанице в датах жизни. В памяти Курбского два разнов­ ременных события и «два Порфирия» со временем слились воедино. Доподлинно известно, что инок Артемий поселился в Порфириевой пустыни только в 1536 году2. Причиной последующих хронологических ошибок явилась все та же путаница с именами Порфирия I и Порфи­ рия И. Именно Порфирий II как раз и был связан со старцем Артемием, являясь его учеником. 0 разных периодах знакомства Феодорита с Порфирием I и со стар­ цем Артемием сообщает и архимандрит Иаков в «Летописи событий Кирилло-Белозерского Успенского монастыря». Перечисляя пустыни монастыря, он пишет: «Пустынь Порфириева, бывшего игумена Троице- Сергиевой лавры, где жил преподобный Феодорит, просветитель лопарей; пустынь Артемиева, в которой вместе с ним подвизался некоторое вре ­ мя тот же Феодорит... » 3. Таким образом, то самое «некоторое время» приходится на период первого возвращения Феодорита из лопарских пустыней, произошедшее после 1533 года. Будет он здесь и третий раз, около 1536 года, дабы, укрепляясь духовно, трудиться над созданием лопарской письменности и готовиться к одному из важнейших событий в своей жизни - основа­ нию монастыря на Кольской земле. Возражения по столь ранней дате рождения - 1481 год - часто своди­ лись к тому, что исследователям виделось сомнительным широко извест­ 1 Курбский А. История о великом князе Московском. С. 329. 2 «На время их знакомства проливают свет “Постнические словеса” Василия Великого, кото­ рые Артемий переписал в Порфириевой пустыни в 1543 году. В послесловии к этой рукописи он со­ общил, что поселился в Порфириевой пустыни в 1536 году» (Калугин В.В. Андрей Курбский. С. 194); также см.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М.: Синодальная типография, 1911. Т. 2. Ч. 2. С. 832. (Далее: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви). ' Архив Кирилло-Белозерского музея / / К свету. 1996. № 15. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz