Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 1.1481-1519 годы. Формирование личности преподобного Феодорита Кольского В частности, чрезвычайно важным оказалось провести критическую оценку раздела сообщения Курбского «О старце Порфирии». Вспоми­ ная богомолье Феодорита «за Волгу реку, в тамо сущие великие монастыри»1, А. Курбский упоминает, что поселяется он в одной из пу­ стыней, основанных старцем Порфирием. В истории Церкви этот под­ вижник известен как Порфирий I, «из пустынников Белозерских, устро­ ивший близ Кириллова Белозерского монастыря собственную пустыню, поставленный на игуменство если не в 1520 году, то в самом начале 1521 года (Типограф, лет., с. 373 fin .)»2. Его надо отличать от другого игумена Лавры - Порфирия II, ученика старца Артемия. «Порфирий И, правив­ ший обителью с 1539 по 1541 год»3. Поясняя, о каком Порфирии пойдет речь, князь Курбский уточняет: «бывшего уже игумена Сергиевой обители, много страдавшего мучениями и тяжкими оковами от князя великого [Василия III. - Е. М .] » 4. Эта последняя фраза становилась для многих исследователей камнем преткновения, ибо прочитывалась в том смысле, что Феодорит встретил Порфирия уже после злополучной истории с его игуменством в Троице- Сергиевом монастыре, то есть после 1524 года5, когда Порфирий был от­ решен от управления обителью. Привязка к этой дате автоматически из­ меняла и дату рождения Феодорита, и всю хронологию событий его жиз­ ни. На наш взгляд, Курбский, упоминая Порфирия как «бывшего игуме­ на», имеет в виду «бывшего» на момент написания книги, а вовсе не на момент его встречи с Феодоритом. Надо учитывать, что Курбский пишет свою «Историю» в 1560-1570 годах и, вспоминая важные факты и име­ на, помнит о своей главной цели - обличении царской тирании, чему, собственно, и посвящен последующий значительный раздел текста - же­ стокостям и беззакониям, творимым великим князем по отношению к Порфирию, в бытность последнего игуменом Лавры. Таким образом, первая встреча Феодорита с Порфирием произошла в пустыни до призвания Порфирия на игуменство, то есть до 1521 года, 1 Курбский А. История о великом князе Московском. С. 325. 2 Голубинский ЕЕ. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Серги­ ев Посад, 1892. С. 137. 1 Калдубовский А. Очерки из истории древнерусской литературы Житий святых. Варшава, 1902. С. 343. 4 Курбский А. История о великом князе Московском. С. 326. s См.: Русские вЛапландии в XVI веке / / Литературный вестник. СПб., 1901. Т. 1. Кн. 3. С. 308. Прим. № 16. 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz