Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел IX которой от монастыря порядка 100 километров вглубь нынешней Фин­ ляндии и которая впадает в норвежский залив Тана-фьорд. Безусловно, духовная жизнь монастыря подвергалась серьезному ис­ пытанию. Особенно с 1566 года, когда монашеская обитель становится, ни больше ни меньше, «центром российско-нидерландской торговли в России»1. Голландское купеческое дело достигло к тому времени небы­ валого размаха. «Там (на Печенге) появилось с товарами много народа из Холмогор, Каргополя, Ш уи ...» - воистину, «тут был свой порто- франко»2. Чтобы понять, чем приходилось заниматься монастырской братии, упомянем, какие товары поставлялись в «Московию» через Русский Се­ вер: «сахар, шафран, соленые сельди, мальвазию, испанские и француз­ ские вина, сукна разного рода и цвета, голландское полотно, зеркала, ножи, сабли, пистолеты, ружья, пушки, медь, свинец, олово, шелковые ткани, атлас, аксамит, камку, объярь, золотой и серебряный алтабас, по­ лотняные, бумажные и шелковые чулки, пряденое золото, жемчуг, перлы, рубины, смарагд, сапфиры, хризолиты, аметисты, топазы, наконец, огромное количество золотых и серебряных денег»3. Не случайно предсмертные наставления святого старца Трифона, возвещенные им декабрьским днем 1583 года, явным образом наполнены скорбью об опасности этих необъятных мирских попечений, захватив­ ших братию монастыря. Стяжание все новых владений, накопление огромных богатств в стенах обители, непомерная мирская суета и утрата духа истинного монашества - все это тревожит покидающего своих чад преподобного Трифона, и взволновано звучит его последнее поучение: «Не любите мира и яже в мире ; сами видите, сколь окаянен мир сей, яко море не верен, мятежен, исполнен пакостьми нечестивых духов, ветрами волнуется губительными, лжами горек, наветами дьявольскими трясется и пенится, греховными вихрями свирепствует, смущает, и потопить ми­ ролюбцев стремится... » 4. 1 Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. С. 23. Справедливости ради надо упомянуть суще­ ствовавший еще в это время недалеко от Печенги, на Рыбачьем полуострове, старинный торг у мыса Кегор (Вайда-губа). Но, по грамоте 1556 года, его территория отошла в ведение монастыря. 2 ДергачевН. Русская Лапландия. С. 105. «Порто-франко-гавань, в которую иностранные то­ вары допускаются беспошлинно». Павленков Ф. Энциклопедический словарь. СПб, 1905. 3 Из описания путешествия в Московию Мейерберга в XVII веке. Цит. по: Кизеветтер А.А. Русский Север. Вологда, 1919. С. 47. 4 Житие преподобного Трифона. С. 113. 194

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz