Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Раздел IX которой от монастыря порядка 100 километров вглубь нынешней Фин ляндии и которая впадает в норвежский залив Тана-фьорд. Безусловно, духовная жизнь монастыря подвергалась серьезному ис пытанию. Особенно с 1566 года, когда монашеская обитель становится, ни больше ни меньше, «центром российско-нидерландской торговли в России»1. Голландское купеческое дело достигло к тому времени небы валого размаха. «Там (на Печенге) появилось с товарами много народа из Холмогор, Каргополя, Ш уи ...» - воистину, «тут был свой порто- франко»2. Чтобы понять, чем приходилось заниматься монастырской братии, упомянем, какие товары поставлялись в «Московию» через Русский Се вер: «сахар, шафран, соленые сельди, мальвазию, испанские и француз ские вина, сукна разного рода и цвета, голландское полотно, зеркала, ножи, сабли, пистолеты, ружья, пушки, медь, свинец, олово, шелковые ткани, атлас, аксамит, камку, объярь, золотой и серебряный алтабас, по лотняные, бумажные и шелковые чулки, пряденое золото, жемчуг, перлы, рубины, смарагд, сапфиры, хризолиты, аметисты, топазы, наконец, огромное количество золотых и серебряных денег»3. Не случайно предсмертные наставления святого старца Трифона, возвещенные им декабрьским днем 1583 года, явным образом наполнены скорбью об опасности этих необъятных мирских попечений, захватив ших братию монастыря. Стяжание все новых владений, накопление огромных богатств в стенах обители, непомерная мирская суета и утрата духа истинного монашества - все это тревожит покидающего своих чад преподобного Трифона, и взволновано звучит его последнее поучение: «Не любите мира и яже в мире ; сами видите, сколь окаянен мир сей, яко море не верен, мятежен, исполнен пакостьми нечестивых духов, ветрами волнуется губительными, лжами горек, наветами дьявольскими трясется и пенится, греховными вихрями свирепствует, смущает, и потопить ми ролюбцев стремится... » 4. 1 Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. С. 23. Справедливости ради надо упомянуть суще ствовавший еще в это время недалеко от Печенги, на Рыбачьем полуострове, старинный торг у мыса Кегор (Вайда-губа). Но, по грамоте 1556 года, его территория отошла в ведение монастыря. 2 ДергачевН. Русская Лапландия. С. 105. «Порто-франко-гавань, в которую иностранные то вары допускаются беспошлинно». Павленков Ф. Энциклопедический словарь. СПб, 1905. 3 Из описания путешествия в Московию Мейерберга в XVII веке. Цит. по: Кизеветтер А.А. Русский Север. Вологда, 1919. С. 47. 4 Житие преподобного Трифона. С. 113. 194
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz