Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел IX Известный исследователь Севера Е.К. Огородников в 1869 году пи­ шет о факте первоначального погребения (в отличие от последующих) как о чем-то хорошо всем известном: «Была построена церковь Успения Богородицы, где по завещанию был он (Трифон) первоначально погребен»1. И настоятель монастыря иеромонах Никандр уже в первые месяцы своего пребывания на месте возрождения монастыря у реки Маны пи­ шет в своем дневнике, как о чем-то весьма важном, среди иных, действи­ тельно насущных дел, о том, что в районе Трифонова ручья «предполага­ ется выстроить часовню»2. Уничтоженный финнами монастырь-крепость в устье реки Печенги, как «место монастырское», было вскоре, по мере сил, восстановлено. Монахи из Колы приезжали жить в Печенгу «переменялся по годам», то есть вахтовым методом. О степени восстановления инфраструктуры сви­ детельствует Писцовая книга 1608 года: «Место старого Печенгского монастыря, да часовня поставлена для лопского крещения и веры право­ славной, да две келии, а в них живут старцы Печенгского монастыря, пе­ ременяйся по годам, приезжая из монастыря, да всего 15 мест келейных. Да на той же Печенге реке, на усть реки Маны место первоначальное Пе­ ченгского монастыря, да место церковное Живоначальныя Троицы, да тут же лежит начальник Печенгского монастыря строитель Трифон, а над ним сделана часовня»3, то есть рядом с тем, что осталось от самой первой монастырской Троицкой церкви, построенной Трифоном в 1532 году и сожженной врагом в 1589 году. Возникает вопрос: чем была вызвана необходимость перенесения мо­ щей из Успенской пустыни, «на место первоначальное Печенгского мо­ настыря, что на усть реки Маны» ? Надо сказать, ни у кого из историков прямого ответа на этот вопрос мы не находим. Также и профессор Я.А. Фрисс, упоминая факт перезахоронения, заимствованный им из ло­ парских преданий, причин того не касается. Ответ на этот вопрос напрямую связан с особыми обстоятельствами гибели монастыря, чего мы коснемся далее. 1 Огородников Е.К. Мурманский и Терский берега. С. 54. ’ Из дневника иеромонаха Никандра / / Архангельские губернские ведомости. 1888. № 28. 5 Харузин Н.Н. Русские лопари. С. 432. С. 6. 188

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz