Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Раздел IX Известный исследователь Севера Е.К. Огородников в 1869 году пи шет о факте первоначального погребения (в отличие от последующих) как о чем-то хорошо всем известном: «Была построена церковь Успения Богородицы, где по завещанию был он (Трифон) первоначально погребен»1. И настоятель монастыря иеромонах Никандр уже в первые месяцы своего пребывания на месте возрождения монастыря у реки Маны пи шет в своем дневнике, как о чем-то весьма важном, среди иных, действи тельно насущных дел, о том, что в районе Трифонова ручья «предполага ется выстроить часовню»2. Уничтоженный финнами монастырь-крепость в устье реки Печенги, как «место монастырское», было вскоре, по мере сил, восстановлено. Монахи из Колы приезжали жить в Печенгу «переменялся по годам», то есть вахтовым методом. О степени восстановления инфраструктуры сви детельствует Писцовая книга 1608 года: «Место старого Печенгского монастыря, да часовня поставлена для лопского крещения и веры право славной, да две келии, а в них живут старцы Печенгского монастыря, пе ременяйся по годам, приезжая из монастыря, да всего 15 мест келейных. Да на той же Печенге реке, на усть реки Маны место первоначальное Пе ченгского монастыря, да место церковное Живоначальныя Троицы, да тут же лежит начальник Печенгского монастыря строитель Трифон, а над ним сделана часовня»3, то есть рядом с тем, что осталось от самой первой монастырской Троицкой церкви, построенной Трифоном в 1532 году и сожженной врагом в 1589 году. Возникает вопрос: чем была вызвана необходимость перенесения мо щей из Успенской пустыни, «на место первоначальное Печенгского мо настыря, что на усть реки Маны» ? Надо сказать, ни у кого из историков прямого ответа на этот вопрос мы не находим. Также и профессор Я.А. Фрисс, упоминая факт перезахоронения, заимствованный им из ло парских преданий, причин того не касается. Ответ на этот вопрос напрямую связан с особыми обстоятельствами гибели монастыря, чего мы коснемся далее. 1 Огородников Е.К. Мурманский и Терский берега. С. 54. ’ Из дневника иеромонаха Никандра / / Архангельские губернские ведомости. 1888. № 28. 5 Харузин Н.Н. Русские лопари. С. 432. С. 6. 188
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz