Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 6. Преподобный Трифон в завершающий период своего подвижнечества стланными, и пением, и бдением»1. Потому и основал себе Трифон Успен­ скую «отходную» пустынь поближе, в районе ручья, ныне носящего его имя. Лопарское предание гласит: «Сюда удалялся Трифон, жил здесь за­ творником и совершал богослужения. У самой церкви или у того места впа­ дает в залив речка, носящая название Трифонова ручья... Трифон обыкно­ венно удил в ней рыбу в дни своего затворничества»2. Вот здесь-то, под Успенской церковью, и было погребено тело преподобного, в согласии с его завещанием. К сожалению, установить место, где точно располагалась Успенская церковь, сейчас уже невозможно. Однако место, где Трифон мог ловить рыбу (тоня), возможно, упомянуто в Писцовых книгах начала XVII века: «Тоня у Трифоновы речки, под пахтою - пуста»3. На поморском наречии слово «пахта» означает каменистый утес. В конце XIX века историки имели возможность изучать информацию из уникального и позже утраченного документа: «Историческое описа­ ние Колоспеченгского монастыря». В нем «упоминается, что в 1590 году шведы, идя с моря, разорили и сожгли прежде всего церковь Успения Бо ­ гоматери, ту самую, в которой был погребен просветитель Лопского поморья»4. Это важное указание - «идя с моря» - расставляет все на свои места, раскрывая не только все коварство плана финского каратель­ ного отряда, но и последовательность разорения монастырских мест. Эта же информация была подтверждена в докладе Святейшему Синоду в 1888 году: «Финны по р. Паз дошли до моря, и в ночь на Рождество по­ явились в Печенгской губе»5. Таким образом, видимо, автор Архангельского патерика6 напрасно был столь категоричен в своем неприятии информации, почерпнутой Й.А. Фриссом из лопарского предания, согласно которому «тело его (Трифона) было погребено в церкви Святой Девы Марии [Успения Бо­ жьей Матери. - Е. M.J, но впоследствии перенесено оттуда в церковь, стоящую вверх по реке верст на десять [Сретенская церковь. - Е. М.] и до 1 Канон преподобному Трифону. Л. 96 об. 2 ФриссЯ.А. Печенгский монастырь. С. 266. 3 Харузин Н.Н. Русские лопари. С. 433. 4 Огородников Е. Мурманский и Терский берега. С. 54. s Островский Д.Н. Речь, читанная в зале обер-прокурора. С. 388. 6 «Что ни слово - ложь!О перенесении мощей нет никаких данных. Виден шведский первоис­ точник». Никодим (Кононов), архимандрит. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 226. 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz