Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 6. Преподобный Трифон в завершающий период своего подвижнечества богомыслие и молчание», отдыхая душой от его «общежительной» суеты, но тогда церкви здесь не было. Однако к 1572 году вследствие активного Церкви монастыря на Печенге. нар астания объемов Международной И ИНОЙ На карте Симона ван Салингена L ' г Успенская церковь (правая) торговли, осуществляемой через Печенгскую явно крупнее, чем Зосимо- б п о НаСТОЯНИЮ Трифона, МОНаСТЬфЬ Савватиевская (средняя; А х х строит здесь новую Успенскую церковь. В этой церкви стали служить иеромонах Иона и старец Герман. Здесь мо лился и преподобный Трифон. Сюда к «своему отцу и благодетелю» должна была приходить на регулярные службы монастырская братия. В период летней навигации это место становилось подлинным центром монастырской трудовой и торговой жизни. Трифон озаботился, чтобы здесь был центр и духовной жизни монастыря. Преосвященный Филарет в своем труде ясно говорит о перемене, произошедшей в пустынном ста тусе места у Трифонова ручья: «Пустынька впоследствии обратилась в монастырь»1. Эта перемена произошла по объективным причинам, поскольку рай он Трифонова ручья оказался наиболее подходящим для новой мона стырской гавани, строительства причалов для крупных торговых судов, разгрузки и погрузки товаров и всего прочего, что входит в понятие тор говый порт. Центр торгово-хозяйственной монастырской жизни на пе риод летней навигации в полной мере перемещался сюда. В известном «Датском документе», описывающем драматические события 1589 года, это место упоминается как монастырский поселок Викид, «где была монастырская гавань, где сожгли все карбасы и лодки, а суда, нахо дившиеся в гавани, изрубили на части»2. В пользу строительства именно здесь монастырской гавани говорили хорошая защищенность этого места от ветров и значительные глубины вблизи берега3, что позволяло принимать более крупные торговые суда. 1 Русские святые, чтимые всей Церковью или местно. Опыт описания жизни их. Соч. Ф.А. Ч. Чернигов, 1864. С. 562 (прим.). 1 Старинный Датский документ о разорении Печенгского монастыря в 1589 году / / Из сбор ника отд. русск. языка и словесности Академии наук. СПб., 1890. Т. 51. С. 5. (Далее: Старинный Дат ский документ). 3 По промерам 1872 года, глубины в этом месте порядка 20-27 метров. См.: Планы гаваней и становищ Русской Лапландии. Составил прапорщик Растов. Шхуна «Полярная Звезда». СПб., 1874. 181
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz