Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 6. Преподобный Трифон в завершающий период своего подвижнечества тия, где говорится о разорении обители, читаем: «В первых сожгли храм Успения Пречистыя Богородицы , что преподобного над мощами». Здесь речь здесь идет о монастырской Успенской церкви что была построена в устье реки Печенги, у Трифонова ручья, в 1572 году. Мощи действи­ тельно почивали при этой церкви до разорения обители в 1589 году, по­ сле чего были перенесены в более безопасное место, в Луостари, к реке Мане, где почивают и поныне. О том, что мощи оказались в верховье реки Печенги, у р. Маны, гово­ рится в Писцовой книге думного дьяка Алая Михалкова за 1608 год: «Да на той же Печенге реке, на устье реке Маны место церковное Живона- чальныя Троицы, да тут же лежит начальник Печенгского монастыря строитель Трифон, а над ним сделана часовня»1. Как видим, «места цер­ ковного» Успения Пресвятой Богородицы здесь нет. В документе, написанном еще до разорения монастыря, в период его расцвета, «Книге письма Василия Агалина 1574 года», находим ясное указание, где была Успенская церковь: «Монастырь Печенгской стоит на устье реки Печенга, а в нем церковь деревянная Успения Пречистые Бо­ городицы с трапезою и келарскою, да другая церковь деревянная ж Зоси- мы и Савватия Соловетцьсих чудотворцов, да на той же реке Печенге, на усть реки Маны монастырь Печенгской первоначальный, а в нем церковь деревянная ж Троицы Живоначальные...»2 Это свидетельство совре­ менника Трифона о местонахождении церквей монастыря ( «местах цер­ ковных») позже подтверждается и в Писцовых книгах начала XVII века, писанных уже после сожжения монастыря: «Место старое Печенгского монастыря на усть реки Печенги, да два места церковных Успения Пре­ чистыя Богородицы, да Зосимы и Савватия, да часовня поставлена для лопского крещения и веры православной»3. 0 построении Успенской церкви в 1572 году упоминает и Салинген, описывая свою зимовку с купеческими судами в Печенге: « ...Там было около 50 монахов и около 200 бельцов (Bieltzen) или монастырских ра­ ботников, занятых на постройке церкви»4. При этом на своей знамени- 1 Харузин Н.Н. Русские лопари. Приложение 2. С. 432-433. 2 Там же. С. 432. 3 Там же. 4 Филиппов А.М. Русские в Лапландии. С. 303. Успенская церковь на Печенге была построена второй по счету. При возобновлении монастыря в XIX веке престолы именно этих церквей - пре­ подобных Зосимы и Савватия и Успения Божьей Матери - были возобновлены в 1891 -1896 годах, в посвящении приделов церкви Сретения, построенной на старом «месте церковном», что у реки 179

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz