Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

ГЛАВА ШЕСТАЯ ПРЕПОДОБНЫЙ ТРИФОН В ЗАВЕРШАЮЩИЙ ПЕРИОД СВОЕГО ПОДВИЖНИЧЕСТВА ДО КОНЧИНЫ В 1583 ГОДУ § 1. «Места церковные» Печенгского монастыря В своем исследовании мы неоднократно сталкивались с понятием «место церковное» - это историческое место, где был построен и освя­ щен храм. И если даже церковь была разорена, сожжена, уничтожена, то место, на котором она стояла, - всегда свято, оно - «место церковное» до скончания века. Оно никогда не должно исчезнуть ни из памяти люд­ ской, ни из Писцовых книг. И если на святом месте люди не сподобились воздвигнуть памятную часовенку, то уж крест на алтарном месте должен стоять непременно. Заметим, что такое понятие «места» применимо лишь для церкви или монастыря. «М ест» каких-либо иных исчезнувших со временем зданий или сооружений Писцовые книги не знают. Время духовного разорения, принесенного XX веком, не прошло бес­ следно, и многие факты церковной истории края оказались утраченны­ ми, равно как и «места церковные». В той же мере эта проблема касается и утраты памяти о местах подвигов преподобного Трифона в завершаю­ щий период его жизни, о местах его погребения, равно как и могил уби­ енной монастырской братии. Так, например, ко времени начала восстановления монастыря в конце XX века существовало стойкое убеждение, что нынешнее место могилы преподобного в Луостари и есть его отходная пустынь, где он скончался в 1583 году и был захоронен братией монастыря. Однако преподобный был захоронен братией согласно своему заве­ щанию: «Погребите м яу церкви Успения Пресвятые Богородицы, в пусты­ ни, идеже часто отходил я на богомыслие и молчание». И эта отходная Успенская пустынь находилась у Трифонова ручья. Так же в тексте жи­ 178

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz