Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел IX Лопарские верования. Жертвоприношение Стор-юнкару, имеющему верховную власть над всеми животными. Его почитают как «наместника Бога». «Stoere» - большой, а юнкарами (Junkar) норвежцы зовут правителей своих провинций. То есть «большой начальник». Рис. Bernard Picart из книги: Ceremonies et coutumes religieuses des peuples idolatres». Amsterdam, 1728. T. 2. С любезного разрешения Амвросианской библиотеки г. Милана Преподобный Трифон, добравшись и в эти края с евангельской про­ поведью, воздвиг часовню святого великомученика Георгия на берегу реки Нейденэльве и приступил к крещению местных лопарей (сколт- саамов). Это побудило лопарскую колдовскую братию (нойдов) активи­ зировать свою бесовскую работу и ответить усиленным жертвоприно­ шением на мысе Старуха. Узнав об этом, святой Трифон «возгорелся ду­ хом и на малой ладье » со стороны моря сумел подойти к этому труднодо­ ступному колдовскому угодью как раз в тот момент, когда начались жертвенные «камлания» (беснования) лопарских колдунов. Нойды уви­ дели далеко внизу преподобного Трифона, подошедшего к неприступно­ му мысу на своей ладье, но полагали, что уж в этот раз он им помешать никак не сможет. Насмехаясь над незадачливым проповедником, они продолжили свое сатанинское служение. Трифон же, возревновав о по­ гибающих душах столь любимых им лопарей, встал в своей лодке и, воз­ дев руки к небу, обратился с горячей молитвой к Господу, прося не допу­ стить совершиться мерзким жертвоприношениям. Помолившись, осе­ нил Трифон скалу крестным знамением. 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz