Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Раздел IX недугующего от обуревания и насилия духов нечистых»1, в то время до статочно часто практиковался в монашеской среде. И, надо полагать, ста рец Трифон за свою почти семидесятилетнюю жизнь в монашестве мно гих людей «от пленения диавольского избавил». Почему для автора «Канона...» пример исцеления именно этого юноши оказался особо ак туален? Согласно тропарю, причиной одержимости юноши духом нечи стым стал грех сладострастия, похоти. В тексте он имеет редкое написа ние - «сладосластие». Надо учитывать, что грехам непомерных страстей и похотей, в том числе и блудных, был привержен и сам юный Трифон-Митрофан, что со хранилось в лопарских преданиях. При этом практика христианской аскезы свидетельствует о том, что идущий вослед Христу подвижник, су мевший что-либо преодолеть, победить, «претерпеть, будучи искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2 ,18). Печенгский старец, одолевший в себе тяжкий грех «сладосластия», оковавший свое тело железным обручем, навсегда отказавшийся от но шения белья, спящий на «рогозине своей» и «непрестанно в слезах и мо литвах в сокрушении сердца пометая себя на землю перед Богом», мог уже «искушаемым помочь». Завершение этой истории с «юношей, от беса насилуемым» и от Три фона «исцеление приявшим», оказалось вовсе не радостным. Господь по молитвам праведника и через чтение заклинательных молитв освободил человека от нечистого духа, но, как известно, далее требовались усилия самого исцеленного. Спаситель особо предупреждал, что дух нечистый, выйдя из человека, неприкаянно скитаясь «по безводным местам, ища покоя и не находя» (Лк. 11, 25), непременно возвращается посмотреть, чем занято его бывшее «жилище». Если беспечный человек не позабо тился об этом освобожденном от нечисти «жилище» и не наполнил его дарами Святого Духа, то бес тот «идет и берет с собою семь других ду хов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того по следнее хуже первого» (Лк. 11,27). Так произошло и в данном случае. Юноша тот не сберег духовного здравия, утратил плоды «исцеления с запрещением» и вновь впал в грех служения духу страстей и похотей. Когда об этом узнал Трифон, то юно 1 Последование молебное об избавлении недугующего от обуревания и насилия духов нечи стых. М., 1999.301 с. 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz