Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 5. Житийные эпизоды преподобного Трифона в историческом контексте вой испеченные хлебы в трапезную, да закричал внизу у ворот: “Ах ты, еретик этакой!.. Пусти ...” Оказывается, медведь отнималунего каравай хлеба, и монах угощал зверя фонарем по морде»1. Позже монах объяс­ нял, что он уже давал ему хлеба. «Вижу, что у них, у медведей, не у всех совесть-то одна. Отнимает хлеб прямо у дому, чисто разбойник... Другие-то поодаль смотрят, ждут - у тех совесть есть, а этот, Гришка-то, он завсегда такой озорной»2. §6 . Чудо из «Канона...» «Канон преподобному Трифону» начала XVII века, отражая древ­ нюю редакцию жития, упоминает только о трех конкретных фактах чу- дотворений, совершенных печенгским подвижником. Два из них хорошо известны, и мы их подробно комментировали выше. Первое чудо - это явление Трифона царю Иоанну Грозному и разговор с ним, состоявший­ ся за сутки до фактического прихода старца в Москву. Второе чудо - «спасение от смерти руки прикосновением»3 царя Феодора Иоанновича при боевых действиях « у стен града Инфлянты». Упоминание о третьем памятном событии, не вошедшем в нынеш­ нюю редакцию жития, мы находим в тропаре четвертой песни «Кано­ н а ...» . Речь идет об исцелении «от лютого беса насилуемого юноши». Строкой выше автор упоминает важные условия духовного роста, ранее реализованные Трифоном, которые и позволили ему стяжать эти особые дарования. Речь идет все о той же борьбе с собственными страстями. «Разгнав страстей мрак, отче, ко свету добродетелей дошед и светел быв, мрачные духи лукавствия отгоняеши от человек, Трифоне»4. Упоминаемый в тексте «от лютого беса насилуемый юноша» «при­ емлет исцеление», то есть избавляется от одержимости «мрачным духом лукавствия» через чин заклинания, или, иначе, «с запрещением». Упомя­ нутый эпизод монашеского служения преподобного Трифона вряд ли можно причислить к свидетельствам о чудесах (хотя, заметим, этот вид чудес достаточно распространен в житийной литературе). Экзорцизм, или заклинание лукавыхдухов с « последованием молебным об избавлении 1 Коровин К.А. «То было давно... там... в России... ». Воспоминания. М., 2010. С. 2 13. 2 Там же. С. 213. 3 Канон преподобному Трифону. Л. 96 об. 4 Там же. Л. 93 об. 173

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz