Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 5. Житийные эпизоды преподобного Трифона в историческом контексте вой испеченные хлебы в трапезную, да закричал внизу у ворот: “Ах ты, еретик этакой!.. Пусти ...” Оказывается, медведь отнималунего каравай хлеба, и монах угощал зверя фонарем по морде»1. Позже монах объяс нял, что он уже давал ему хлеба. «Вижу, что у них, у медведей, не у всех совесть-то одна. Отнимает хлеб прямо у дому, чисто разбойник... Другие-то поодаль смотрят, ждут - у тех совесть есть, а этот, Гришка-то, он завсегда такой озорной»2. §6 . Чудо из «Канона...» «Канон преподобному Трифону» начала XVII века, отражая древ нюю редакцию жития, упоминает только о трех конкретных фактах чу- дотворений, совершенных печенгским подвижником. Два из них хорошо известны, и мы их подробно комментировали выше. Первое чудо - это явление Трифона царю Иоанну Грозному и разговор с ним, состоявший ся за сутки до фактического прихода старца в Москву. Второе чудо - «спасение от смерти руки прикосновением»3 царя Феодора Иоанновича при боевых действиях « у стен града Инфлянты». Упоминание о третьем памятном событии, не вошедшем в нынеш нюю редакцию жития, мы находим в тропаре четвертой песни «Кано н а ...» . Речь идет об исцелении «от лютого беса насилуемого юноши». Строкой выше автор упоминает важные условия духовного роста, ранее реализованные Трифоном, которые и позволили ему стяжать эти особые дарования. Речь идет все о той же борьбе с собственными страстями. «Разгнав страстей мрак, отче, ко свету добродетелей дошед и светел быв, мрачные духи лукавствия отгоняеши от человек, Трифоне»4. Упоминаемый в тексте «от лютого беса насилуемый юноша» «при емлет исцеление», то есть избавляется от одержимости «мрачным духом лукавствия» через чин заклинания, или, иначе, «с запрещением». Упомя нутый эпизод монашеского служения преподобного Трифона вряд ли можно причислить к свидетельствам о чудесах (хотя, заметим, этот вид чудес достаточно распространен в житийной литературе). Экзорцизм, или заклинание лукавыхдухов с « последованием молебным об избавлении 1 Коровин К.А. «То было давно... там... в России... ». Воспоминания. М., 2010. С. 2 13. 2 Там же. С. 213. 3 Канон преподобному Трифону. Л. 96 об. 4 Там же. Л. 93 об. 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz