Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 5. Житийные эпизоды преподобного Трифона в историческом контексте «Тихий Феодор» в этой войне со Швецией (равно как и вскоре с Крымским ханом) одержал решительную победу с удивительно малыми потерями. Были успешно решены давние проблемы, которые отец его, «Грозный Иоанн», так и не смог разрешить в течение долгих десятиле­ тий изнурительных войн. Но задумаемся, так ли сложилась бы история Руси, не случись того чудесного вмешательства Трифона, спасшего жизнь царя под Нарвой? Воистину «в деснице Божией сердце царево и сына царева» и велик пред Господом избранник Его Трифон. § 5. Медведи святого Трифона Следующее чудо, о котором рассказывается в житии, связано с «мед­ ведем святого Трифона». Это удивительное событие наблюдала братия монастыря у кельи преподобного при его жизни. Как известно, дикие звери становятся вновь «домашними», какими они и были задуманы Творцом во времена Адама, как только встретят человека, стяжавшего в себе благодать Святого Духа. Вспомним евангельское: « И был Он там в пустыне сорок дней . . . и был со зверями» (Мк. 1,13). И в житийной лите­ ратуре такие эпизоды встречаются довольно часто: можно вспомнить как древние византийские жития, например, преподобных Герасима Иорданского и Марии Египетской, так и древнерусские жития препо­ добных Сергия Радонежского, Кирилла Новоезерского, Сергия Нуром- ского, Павла Обнорского, Серафима Саровского и др. В случае с Трифоном медведь, опрокинувший квашню и съевший тес­ то, заготовленное преподобным для просфор, был наказан (побит) под­ вижником, запретившим зверю отныне приближаться к монастырским владениям. «От того времени, во славу Святые Троицы и во знамение чу­ дес Преподобного , окрест Лавры и келий ее, монастырскому скоту и оленям его, в пустыне бесстрашно пасущимся и доселе, звери не пакостили»1. Второй медведь появился более трехсот лет спустя, в августе 1893 года, при возобновлении монастыря у реки Печенги. Убедительные просьбы со стороны монахов к колонистам, жителям деревни Монастыр­ ской, что в устье реки Печенги, с предложением переселиться несколько в сторону и дать монастырю возможность строиться на древнем святом Житие преподобного Трифона. С. 108. 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz