Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 5. Житийные эпизоды преподобного Трифона в историческом контексте «Тихий Феодор» в этой войне со Швецией (равно как и вскоре с Крымским ханом) одержал решительную победу с удивительно малыми потерями. Были успешно решены давние проблемы, которые отец его, «Грозный Иоанн», так и не смог разрешить в течение долгих десятиле тий изнурительных войн. Но задумаемся, так ли сложилась бы история Руси, не случись того чудесного вмешательства Трифона, спасшего жизнь царя под Нарвой? Воистину «в деснице Божией сердце царево и сына царева» и велик пред Господом избранник Его Трифон. § 5. Медведи святого Трифона Следующее чудо, о котором рассказывается в житии, связано с «мед ведем святого Трифона». Это удивительное событие наблюдала братия монастыря у кельи преподобного при его жизни. Как известно, дикие звери становятся вновь «домашними», какими они и были задуманы Творцом во времена Адама, как только встретят человека, стяжавшего в себе благодать Святого Духа. Вспомним евангельское: « И был Он там в пустыне сорок дней . . . и был со зверями» (Мк. 1,13). И в житийной лите ратуре такие эпизоды встречаются довольно часто: можно вспомнить как древние византийские жития, например, преподобных Герасима Иорданского и Марии Египетской, так и древнерусские жития препо добных Сергия Радонежского, Кирилла Новоезерского, Сергия Нуром- ского, Павла Обнорского, Серафима Саровского и др. В случае с Трифоном медведь, опрокинувший квашню и съевший тес то, заготовленное преподобным для просфор, был наказан (побит) под вижником, запретившим зверю отныне приближаться к монастырским владениям. «От того времени, во славу Святые Троицы и во знамение чу дес Преподобного , окрест Лавры и келий ее, монастырскому скоту и оленям его, в пустыне бесстрашно пасущимся и доселе, звери не пакостили»1. Второй медведь появился более трехсот лет спустя, в августе 1893 года, при возобновлении монастыря у реки Печенги. Убедительные просьбы со стороны монахов к колонистам, жителям деревни Монастыр ской, что в устье реки Печенги, с предложением переселиться несколько в сторону и дать монастырю возможность строиться на древнем святом Житие преподобного Трифона. С. 108. 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz