Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 5. Житийные эпизоды преподобного Трифона в историческом контексте году по благословению Сергия Радонежского его учениками старцами Феодором и Павлом. Как известно из предания, в первых своих часовнях Трифон ставил иконы, им самим написанные1. Надо полагать, именно из таких икон и был образ Божией Матери «Трифоновская», стоявший в пещере, что находится в гранитной скале на берегу реки Паз. В конце XIX века в этой пещере находилась уже иная икона Божией Матери, подаренная некоей новгородской паломницей Марфой. Судя по размеру киота (1,4x0,7 м), изготовленного в 1872 году экипажем шхуны «Полярная Звезда», икона была значительных размеров2. Ныне судьба этой иконы неизвестна, и, тем более, мы ничего не мо­ жем сказать о том, какова была иконография того старинного образа «Трифоновской» Божией Матери. § 4. Преподобный Трифон и царь Феодор Иоаннович Особое значение в жизни преподобного Трифона имела его духовная связь с благовер­ ным царевичем Феодором, в дальнейшем ца­ рем Феодором Иоанновичем, которая не пре­ рвалась и после кончины преподобного. На то есть указание в его посмертных чудесах. Это история о чудесном спасении царя Феодора Иоанновича, когда явившийся ему Трифон по­ велел срочно выйти из шатра, где почивал госу­ дарь3. Сразу же за этим в уже пустое царское ложе ударило шведское пушечное ядро. При своем явлении царю Трифон напомнил Феодо­ ру Иоанновичу об эпизоде с дарением одежды « с плеча великокняжеского»4. 1 «В этой часовне поставил он нарисованные им самим образа» ( ФриссЯ.А. Печенгский мона­ стырь. С. 263). 2 Смирнов, священник. Пазрецкий лопарский приход / / Архангельские епархиальные ведомо­ сти. 1896. № 18. С. 223. 3 Это чудесное событие не является чистожитийным, его упоминают и иные исторические по­ вествования. Так, например, это чудесное спасение царя также приписывают явлению преподобного Максима Грека ( t 1556), что, как утверждают, и привело к установлению его местного почитания. См.: Малков Ю.Г Русь Святая. М., 2002. С. 226. 4 См.: Житие преподобного Трифона. Чудо о хождении преподобного в царствующий град Москву. С. 105. Портрет царя Федора Иоанно­ вича. Гравюра И. Франко с оригинала неизвестного мастера XVI века 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz