Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел IX колокола требовались каждой приходской и монастырской церкви: «В Свято-Троицком Анзерском скиту есть колокольня каменная, на ней 6 колоколов: наибольшие весом от 40 до 90 пудов [от 640 кг до полутора тонн. - Е. М .] с немецкими надписями, а один, сред­ ний, с таковою латинской: “Asseurus Coster Amsterdami me fecit. Soli Deo gloria” (Асвер Костер сделал меня в Амстердаме. Слава Еди­ ному Б о гу )» 1. Было бы неверным полагать, что искусство колокольного литья пришло на Русь с Запада. Колокола киевских церквей начала второго тысячелетия хорошо известны. Впервые коло­ кол на Руси упоминается в летописи за 988 год. Именно Россия дала миру технологию изго­ товления особо больших колоколов2. Как из­ вестно, в западной традиции принято раскачи­ вать сам колокол, что накладывало ограниче­ ния на его размер, в то время как в российской практике раскачивают язык колокола. С начала XV века на Руси активно входит в жизнь огнестрельное ору­ жие - пушки. Составляющие колокольную бронзу медь и олово стано­ вятся стратегическим товаром. В государстве возникает дилемма: что от­ ливать в первую очередь - пушки или колокола. Все, что касалось литья этих изделий и потребных для того металлов (разведка месторождений, добыча, производство, закупка за рубежом и продажа), держалось под строгим контролем Пушечного (Пушкарского) приказа, учрежденного в середине XVI века. «Пушкарский приказ, которому подведомственны все, кому приходится заниматься орудийным и колокольным литьем»3. 1 Досифей (Немчинов), архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описа­ ние ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М , 1853. С. 320. В действитель­ ности перевод « Soli Deo gloria» - «Только Богу слава», и это одна из основных доктрин протестан­ тизма. 2 Кроме «Царь-колокола», напомним, в 2013 году в филипповских курганах Оренбургской области археологи обнаружили огромный колокол, датируемыйѴ-ГѴвеками до P. X. ' Олеарий, Адам. Описание путешествия в Московию. М.: Русич, 2003. С. 395. Колокольня в Норвегии. Рис. 1885 года 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz