Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 1.1481-1519 годы. Формирование личности преподобного Феодорита Кольского архиерейском доме, «близь епископии», на территории Ростовского Кремля. Этот про­ светительский центр, с давних времен назы­ вавшийся «Затвором», обязан своим возник­ новением епископу Ростовскому Парфению (на кафедре с 1370 по 1382 год) - греку из Константинополя. Богатейшая «константи- новская» библиотека греческой духовной литературы, значительно пополненная усили­ ями владыки Парфения, в свое время послу- „ жила учебной базой для изучения греческого Святитель Стефан Пермскии. ' ' х Гравюра языка, богословского и филологического об­ разования святителю Стефану, просветителю зырян, а позже, спустя почти сто лет, и юному Феодориту, в дальнейшем «просветителю лопарей»1. Ко временам отрочества Феодорита, в конце XV века, этот удивитель­ ный богословско-образовательный центр возглавлял архиепископ Ро­ стовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Насельники монастыря привыкли читать книги, написанные на древнегреческом языке, в под­ линнике. Службы в храмах Ростовского Кремля («Митрополичий двор») совершались на два клироса: пели попеременно как на церковно- славянском, так и на греческом языках. Ростов Великий, несмотря на явное затухание своей некогда выдаю­ щейся культурной роли в истории Древней Руси, к концу XV века еще со­ хранял традиции крупнейшего просветительского центра того времени. Именно здесь, в ростовском архиерейском доме, среди книг, юный Феодорит возревновал о подвигах просветительских, о подражании Сте­ фану Пермскому и испытал ту самую жажду «пойти в землю не обетован­ ную, и не путную, в землю, жаждущую... » 2. Жизненный путь святителя Стефана, этого выдающегося просветителя языческих народов Севера, стал образцом для юного Феодорита. Свою просветительскую деятель­ ность он строил на примере подвижнических трудов великопермского 1 Из жития святителя Стефана: «Изучися и греческой грамоте и книги греческия извыче до­ бре, и почиташе я и присно имеяше я у себе, и бяше умея глаголати тремя языки, такс же и грамоты три умеяше, яже есть: русскыи, гречески, пермский». Памятники старинной русской литературы. СПб., 1862. Вып. 4. С. 141. 2 Житие преподобного Трифона. С. 97-98. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz