Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 5. Житийные эпизоды преподобного Трифона в историческом контексте и многое множество подобных вещей»1. Надо помнить, что голландцы - частые гости и в Мон- кенфьорде и главные партнеры по торговле с Печенгским монастырем в то время. Позже Штаден вновь касается этой темы: «И з Нидер­ ландов в 1580 году привезли 6 больших литых Литье колокола в Твери. к о л о к о л о в и з кОТОрЫХ МеНЫІІИЙ ВвСИЛ 20 СКИ- Миниатюра Лицевого г летописного свода. 1403 пунт. Великий Князь их купил и хочет их иметь в Москве»2. «Заморские» колокола поступали на Север, например, на Соловки, и раньше - как пожертвования воевод после удачных военных походов. С 1479 по 1482 на границе со Швецией, в Финляндии, царь Иван III про­ водил непрерывные военные походы. Результатом одного из них стала вкладная запись пожертвования в монастырь от 1479 года: «И се аз Фе­ одор Иванович, воевода каенские рати, и подвоиские Олфереи и Феодор, и новгородцы, и дети корельскии, Вымолцы и Тиврульцы, и вся рать каян- ская, что ходили на Ии реку за обиду детей корельских и на воины своея, дали колокол святому Спасу на Соловки игумену Арсенью, священникам и старцем всем монастыря Соловецкаго в веки»3. Есть и более позднее свидетельство о «немецких» соловецких колоколах: «благовестный плакун 7053 [1545] года, старый, повседневный, немецкого литья»4. Торговлей колоколами из ограбленных соборов и аббатств западные предприниматели не ограничились. Колокольное литье на Западе не угасло, и бизнес процветал. В 1633 году келарь Свято-Троицкой Серги­ евой Лавры Александр Булатников, который «был одним из самых щед­ рых вкладчиков в Соловецкий монастырь, прислал в Анзерский скит два средней величины колокола «повседневного звону» с голландскими за­ писями и пометами о времени их отлития в 1624 году»5. «Немецкие» 1 Штаден Г О Москве Ивана Грозного. С. 63. 1 Перссон Я. Наши права на Лаппмаркен и Триннес, 1581/ Перевод со шведского и примеча­ ния ЕФ. Гебеля / / Изв. Архангельского Общества по изучению Русского Севера. Архангельск, 1909. № 5. С. 21. (Далее: Перссон Я. Наши права на Лаппмаркен и Триннес). 3 Актовые книги, № 136, л. 57об.-58. Цит. по: Мелетий, архим. Историческое описание ставро- пигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1881. С. 160. 4 Белокуров С.А. Материалы для русской истории. Архив Соловецкого монастыря. М., 1888. С. 5. 5 Панченко О.В. Из истории культурных связей Соловецкого и Троице-Сергиева монастырей в первой половине XVII в.: Троицкий келарь Александр Булатников / / ТОДРЛ. СПб, 2004. Т. 55. С. 497. 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz