Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Раздел IX Иван Грозный на свадьбе Симеона Бекбулатовича. Миниатюра из летописного свода XVI века данные раньше монастырям и епископиям (епархиям), которыми они пользовались много столетий. Все они были уничтожены»1. В 1576 году «Иоанн принял опять скипетр правления, но за возоб новление грамот он взял с монастырей большие денежные суммы: с од ного монастыря он брал 40 ООО рублей, с другого 50 ООО, с некоторых 100 ОООрублей... Вновь составленные грамоты, судебные законы, пожа лования монастырям, городам, отдельным лицам и купцам давали ему еще большие суммы и доходы»2.Таким образом, мы видим, что в 1576 году многие настоятели российских монастырей вынуждены были приходить на поклон к царю за «возобновленными грамотами». Именно во время этого, второго, хождения в Москву и потребовалось преподобному Трифону ходатайство («умоление») великого князя Фе одора Иоанновича, которому в 1576 году было уже 19 лет. Эпизод этот весьма правдиво отражен в житии. И то самое «необычное начало» гра моты, вписанное в текст «возобновленной» грамоты 1556 года, надо ду мать, как раз и свидетельствует об «умолении» и освобождении Печенг- ской обители и «нашего царского богомольца Трифона»3от упомянутых выше столь разорительных царских поборов. Это особое расположение к Трифону, которое проявил «благоверный царевич Феодор», увидев север ного подвижника, выразилось и в подаренном Трифону облачении « с пле- 1 Середонин С.М. Сочинения Дж. Флетчера как исторический источник. СПб., 1891. С. 77, см. также: Горсей Дж. Записки о России ХѴІ-ХѴІІ вв. М., 1990. С. 178-179. (Далее: Горсей Дж. Записки о России). 2 Горсей Дж. Записки о России. С. 60. 3 «В середине XVI века в Соловецком монастыре игуменом Филиппом было установлено по стоянное моление за Царскую семью, что объясняет встречаемое в грамотах Иоанна IV обращение к настоятелю как к своему “богомольцу”». (Даркевич В.П. Государева крепость на Беломорье / / Наука в России. 2000. № 5. С. 106). Таким образом, текст Жалованной грамоты показывает, что подобное поминовение, видимо, еще с 1556 года было установлено и в Печенгском монастыре. 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz