Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 5. Житийные эпизоды преподобного Трифона в историческом контексте «царь и бояреудивиіиася зело о таких потаенных рабах Божиих», во мно гом определило исход аудиенции и дарование просимого. Здесь мы име ем счастливую возможность убедиться в великой силе молитв наших се верных подвижников - преподобных Трифона и Гурия Печенгских и Феодорита Кольского. « И оттоле великий царь возлюбил их, а паче пре подобного Трифона, и пожаловав его и одарив обитель колоколами и церков ноюутварью богато, отпустил смилостивым призрением»1. Теперь, что касается упомянутых выше противоречий ссылки в гра моте на «умоление детей своих», которого («умоления») в то время быть не могло. На наш взгляд, в грамоте, равно как и в житии, произошло наложение двух разновременных событий. Преподобный Трифон встре чался с Грозным дважды. Как увидим далее, по-другому и быть не могло. Именно при этой второй встрече попечение Божие о Печенгской обите ли и нашло свое воплощение в «умолении» царя со стороны великих князей Феодора и Иоанна. Дело в том, что грамота 1556 года должна была быть отменена в 1575 году в числе всех иных выданных российским монастырям и епархиям жалованных грамот и тарханов. Речь пойдет об одном из труднообъясни мых эпизодов в правлении Иоанна Грозного. А именно о «Великом Кня жении царя Симеона», когда на Земском Соборе 1575 года царь Иоанн неожиданно сложил с себя царскую власть и корону, после чего некий татарский князь «Симеон Бекбулатович был поставлен Великим князем всея Руси»2. Отдельные историки считали «вокняжение» Симеона «по литическим маскарадом» и «опричным фарсом». Но были и более основательные суждения историков, учитывающих политический анализ ситуации, приводимый в донесениях иностранных дипломатов в то время: «Иван прибег к этому приему, чтобы оказаться банкротом, сложив на царя Симеона некоторые обязательства»3. «Он (Иоанн) отказался от престола, посадил на трон Симеона Касимовского, и в конце года заставил Симеона отменить все льготы и отобрать грамоты, 1 Там же. С. 106. 2 КороткийВ.И. Материалы по истории Земского Собора 1575года// Археографический еже годник. М., 1971. С. 296. Последующая судьба «царя Симеона» была печальной. С началом Смутно го времени он был насильно пострижен с именем Стефана и заточен в одном из подземных казематов Соловецкого монастыря. Позже, в 1611 году, «взят из Соловков монах Стефан, что был царь Симеон Казанский, и переведен в Кириллов монастырь». Сказание вкратце от летописца. РНБ, Софийское собрание, № 452, л. 271 об. 3 Валишевский К. Иван Грозный. М., 1912. С. 284. 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz