Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 5. Житийные эпизоды преподобного Трифона в историческом контексте ном, но при этом каждый имел «челобитные свои». Надо полагать, по­ сланником этим, «праведным иноком», был не кто иной, как будущий на­ стоятель Печенгского монастыря игумен Гурий, - именно его имя упо­ мянуто в тексте грамоты. Организуя эту встречу с царем и подачу чело­ битной о льготах обители на Печенге, Феодорит и Трифон подготовили и достойного кандидата в настоятели монастыря из числа соловецкой братии, имя которого и было вписано в Жалованную грамоту: «Живо- началныя Троицы Печенского монастыря игумена Гурия с братией или кто в том монастыре иныя игумен и братия будут...» ' Все это, конечно, было невозможно без участия игумена Филиппа (Колычева), давшего « Соловецкого монастыря праведному иноку» Гурию «челобитную свою» - отпускную грамоту и рекомендацию. В этом эпизоде мы видим, каким образом было «обставлено» возвра­ щение Трифона на Печенгу после тяжелого конфликта с братией, по сути, захватившей его монастырь. Мы не знаем, кто во время отсутствия Трифона верховодил у мятежных Печенгских монахов и был ли у них «совет старцев», но теперь игумен монастыря назначался «сверху» и вез с собой царскую жалованную грамоту на свое имя. О том, что дей­ ствительно настоятель был назначен именно так, нам оставил свидетель­ ство Уильям Барроу, посетивший Печенгу в 1557 году, то есть сразу по прибытии туда нового игумена Гурия: «Печенга - где живут монахи рус­ ского закона, причем настоятель, или глава (abbot) этого монастыря, на­ значается московским духовенством»2. Следует заметить, что имя игуме­ на Гурия в хозяйственных документах монастыря появляется лишь в кон­ це 70-х - начале 80 гг. XVI века. До того звучат имена старца Трифона, а позже строителя Сергия. Таким образом, существует вероятность, что имя Гурия было вписано в Жалованную грамоту 1556 года позже, при ее возобновлении во время второго хождения Трифона в Москву, где-то после 1576 года. Житие упоминает весьма важное для наших рассуждений обстоя­ тельство: первая мистическая беседа царя с «потаенными рабами Божьи­ ми» - с Трифоном и «Соловецкого монастыря иноком» - состоялась в то время, когда старцы еще только были на пути в Москву ( «за един день») и с царем не встречались. Иоанн Грозный шел на Божественную литур- 1 РГАДА. Грамоты Коллегии Экономии, ф. 281, №4139. С. 122. 2 Английские путешественники в Московском государстве в XVII веке / Перевод Ю.В. Готье. М:: Соцэкгиз, 1938. С. 92. (Далее: Английские путешественники в Московском государстве). 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz