Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Раздел IX В этой связи видится совершенно необходимым отстоять историче скую правдивость документа и честь участников событий. События 1556 года, происходившие при дворе Иоанна Грозного, и место в них давнего друга Трифона - архимандрита Феодорита - как нельзя лучше подтверждают хронологическую безупречность даты выда чи царской грамоты монастырю, равно как и ее подлинность в целом. Приведем мнение уважаемого архиепископа Филарета (Гумилевско го), известного богослова и историка Церкви: «В Москве полезен был Трифону прежний сожитель его по Лапландской пустыни, а теперь архи мандрит - Феодорит, который в это время пользовался особым внимани ем царя, так что отправлен был вскоре с важным поручением на Восток. Друг пустыни и сотрудник в проповеди, конечно, рассказывал в Москве боярам и духовным об усердном проповеднике Трифоне и его обители»1. Действительно, в эти ноябрьские дни 1556 года преподобный Феодо рит неотлучно пребывал при царском дворе. Шли важные для Иоанна переговоры с посланником Константинопольского Патриарха. Иоанну Васильевичу крайне необходим титул царя, «по чину римских кесарей». Только что, летом-осенью 1556 года, закончился вооруженный конфликт со Швецией, которая в лице «избранного» короля Густава I была глубо ко оскорблена российскими требованиями иметь сношения с Россией только через Новгород, как вассалу, а не непосредственно с московским государем. Швеция пока вынужденно смирилась перед военной мощью России, но Иоанну Грозному нужны были реальные аргументы законно сти титулов «Его Царского Величества». Феодорит был тот человек, ко торому можно было доверить переговоры со Вселенским Патриархом на эту тему. И действительно, вскоре Феодорит блестяще осуществит эту Константинопольскую миссию. Именно в это благоприятное время Феодорит отыскивает странству ющего Трифона и призывает его поспешить в Москву, дабы «пред цар ским лицем поставити»2. Характерно, что, по житию, Трифон для этой встречи с царем прибывает в Москву с неким «единопутным своим Со ловецкого монастыря праведным иноком». Этот соловецкий посланник от игумена Филиппа (Колычева) был принят царем одновременно с Трифо 1 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всей Церковью или местно. Опыт описания жизни их. Чернигов, 1864. С. 558. 2 Житие преподобного Трифона. С. 106. 156
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz