Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел IX В этой связи видится совершенно необходимым отстоять историче­ скую правдивость документа и честь участников событий. События 1556 года, происходившие при дворе Иоанна Грозного, и место в них давнего друга Трифона - архимандрита Феодорита - как нельзя лучше подтверждают хронологическую безупречность даты выда­ чи царской грамоты монастырю, равно как и ее подлинность в целом. Приведем мнение уважаемого архиепископа Филарета (Гумилевско­ го), известного богослова и историка Церкви: «В Москве полезен был Трифону прежний сожитель его по Лапландской пустыни, а теперь архи­ мандрит - Феодорит, который в это время пользовался особым внимани­ ем царя, так что отправлен был вскоре с важным поручением на Восток. Друг пустыни и сотрудник в проповеди, конечно, рассказывал в Москве боярам и духовным об усердном проповеднике Трифоне и его обители»1. Действительно, в эти ноябрьские дни 1556 года преподобный Феодо­ рит неотлучно пребывал при царском дворе. Шли важные для Иоанна переговоры с посланником Константинопольского Патриарха. Иоанну Васильевичу крайне необходим титул царя, «по чину римских кесарей». Только что, летом-осенью 1556 года, закончился вооруженный конфликт со Швецией, которая в лице «избранного» короля Густава I была глубо­ ко оскорблена российскими требованиями иметь сношения с Россией только через Новгород, как вассалу, а не непосредственно с московским государем. Швеция пока вынужденно смирилась перед военной мощью России, но Иоанну Грозному нужны были реальные аргументы законно­ сти титулов «Его Царского Величества». Феодорит был тот человек, ко­ торому можно было доверить переговоры со Вселенским Патриархом на эту тему. И действительно, вскоре Феодорит блестяще осуществит эту Константинопольскую миссию. Именно в это благоприятное время Феодорит отыскивает странству­ ющего Трифона и призывает его поспешить в Москву, дабы «пред цар­ ским лицем поставити»2. Характерно, что, по житию, Трифон для этой встречи с царем прибывает в Москву с неким «единопутным своим Со­ ловецкого монастыря праведным иноком». Этот соловецкий посланник от игумена Филиппа (Колычева) был принят царем одновременно с Трифо­ 1 Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всей Церковью или местно. Опыт описания жизни их. Чернигов, 1864. С. 558. 2 Житие преподобного Трифона. С. 106. 156

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz