Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 5. Житийные эпизоды преподобного Трифона в историческом контексте Подача челобитных. Рис. из альбома Мейерберга «Бытовые картины РоссииXVII века». СПб., 1903 турным талантом и свободно излагал по своему усмотрению суть доку­ ментов, несмотря даже на их официальный статус. «Никогда еще русская литература до Грозного не знала такой эмоциональной речи, такой бле­ стящей импровизации»1. Кроме того, из жития мы знаем об особой симпатии к Трифону царе­ вича Феодора, сына царя Иоанна, что и нашло отражение в тексте цар­ ской грамоты. Тем более что такая форма начала документа - вовсе не редкость для Иоанна: «Мы уложили с братьями и боярами ...»2. В ту эпоху подобная стилистика была совсем не нова: «С е аз, князь Михаил Андреевич, что мне печаловался сын мой князь Иван, чтоб мне пожало­ вать игумена Нифонта... » 3 Но есть, несомненно, более существенное возражение: в 1556 году, когда писалась грамота, царевичу Иоанну было только два года, а царе­ вич Феодор еще и не родился вовсе. Следовательно, никто из них «умо­ лять» царя Иоанна не мог. Эти «соблазны» повлекли исследователей на путь самых разнообразных сомнений в подлинности царской грамоты, начиная с указанной даты ее выдачи и вплоть до утверждений о полной ее подложности4. 1 Лихачев Д.С. Иван Грозный - писатель / / Послания Ивана Грозного. М.-Л., 1951. С. 466. 2 Карамзин Н.М. История Государства Российского. Т. 8. С. 600. 3 Шумаков С. Обзор грамот Коллегии Экономии. Вып. 2. М., 1900. С. 83. 4 Андреев А.П. О подложности Жалованной грамоты Печенгскому монастырю 1556 года / / Русский исторический журнал. Пб., 1920. № 6. 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz