Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Глава 5. Житийные эпизоды преподобного Трифона в историческом контексте Подача челобитных. Рис. из альбома Мейерберга «Бытовые картины РоссииXVII века». СПб., 1903 турным талантом и свободно излагал по своему усмотрению суть доку ментов, несмотря даже на их официальный статус. «Никогда еще русская литература до Грозного не знала такой эмоциональной речи, такой бле стящей импровизации»1. Кроме того, из жития мы знаем об особой симпатии к Трифону царе вича Феодора, сына царя Иоанна, что и нашло отражение в тексте цар ской грамоты. Тем более что такая форма начала документа - вовсе не редкость для Иоанна: «Мы уложили с братьями и боярами ...»2. В ту эпоху подобная стилистика была совсем не нова: «С е аз, князь Михаил Андреевич, что мне печаловался сын мой князь Иван, чтоб мне пожало вать игумена Нифонта... » 3 Но есть, несомненно, более существенное возражение: в 1556 году, когда писалась грамота, царевичу Иоанну было только два года, а царе вич Феодор еще и не родился вовсе. Следовательно, никто из них «умо лять» царя Иоанна не мог. Эти «соблазны» повлекли исследователей на путь самых разнообразных сомнений в подлинности царской грамоты, начиная с указанной даты ее выдачи и вплоть до утверждений о полной ее подложности4. 1 Лихачев Д.С. Иван Грозный - писатель / / Послания Ивана Грозного. М.-Л., 1951. С. 466. 2 Карамзин Н.М. История Государства Российского. Т. 8. С. 600. 3 Шумаков С. Обзор грамот Коллегии Экономии. Вып. 2. М., 1900. С. 83. 4 Андреев А.П. О подложности Жалованной грамоты Печенгскому монастырю 1556 года / / Русский исторический журнал. Пб., 1920. № 6. 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz