Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел IX силам смертному: организационными мерами, жесткой дисциплинарной регламентацией, силой личного примера и молитвенного подвига поста­ раться воспитать идущих в его монастырь новых людей в духе истинного монашества. Точно так же и Трифон, несмотря на упомянутые «ярость» и «не­ укротимость» братии, с которыми вплотную довелось столкнуться пе­ ченгскому старцу, все же сумел благодатной силой своей великой свято­ сти преобразовать «сих зверство на кротость» и привести в « благораз­ умие » . Путь, которым вел братию Трифон, был весьма непрост, но един­ ственно возможен в той ситуации, и «К ан он ...» ясно раскрывает его суть: «молитвами непрестанными, и пением, и бдением»1. И когда в декабре 1589 года наступил смертный час, этот момент ис­ тины, то абсолютное большинство братии явили подлинное, идущее даже до смерти, послушание своему игумену и наследовали райские оби­ тели, по молитвам Трифона, который «ихХристу чистыми представил». Полная мера понимания этого великого чуда, совершенного печенгским старцем в XVI веке, раскрылась нам лишь недавно, когда осенью 2003 года, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «братия Печенгского монастыря, убиенная вместе с игуме­ ном Гурием, [была] прославлена в лике преподобномучеников»2. «Молитвами непрестанными, и пением, и бдением», что совершались по настоянию Трифона в Успенской церкви, построенной рядом с его от­ ходной пустынью у Трифонова ручья в 1571 году3, братия обретала по­ каянный, молитвенный настрой и спасительное чувство устремленности сердца от мира дольнего к миру горнему. Службы в этом храме не пре­ рвались и после блаженной кончины Трифона в 1583 году. Надо пони­ мать, знаменитое грозное пророчество святого о судьбе монастыря: «На сию обитель будет великое искушение [опасность], и от острия меча уму' Там же. 2 Письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 15.10.2003 на имя епископа Мурманского и Мончегорского Симона. 3 Мы не знаем, что завещал своим духовным чадам отходящий ко Господу в августе 1571 года великий старец Феодорит Кольский, но мы знаем точно, что именно этой осенью 1571 года в Печенг­ ском монастыре была срочно воздвигнута Успенская церковь. О том, что « срочно», - свидетельству­ ет современник, наблюдавший, что в монастыре «около 200 монастырских работников были заняты постройкой церкви». «Сообщение» Симона ван Салингена цит. по: Филиппов А.М. Русские в Ла­ пландии. С. 303. 152

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz