Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Раздел IX в кругу своих единомышленников, «храбрых воинов Христовыхяже во юют против начал властей темных, миродержцев века сего»1. Трифон Печенгский, на восемь лет покинувший обитель на Печенге, в своих странствиях так же проходил через заволжские края. Здесь, в этих скитах, все еще можно было напитаться духом православной святости « и внутренним человеком с Богом соединиться»2. Трифон застал послед ние годы расцвета Северной Фиваиды. В течение восьми лет странствий «милостыни ради» Трифон не толь ко не переставал «яко же Моисей, манною питати» свою дерзкую бра тию, но и искал выход из той непростой ситуации, что сложилась у него на Печенге. Как повествует житие, очень поверившие своему « начальнику веры, преподобному отцу Трифону», « новопросвященные народы лопарские от усердия своего, от имений своих приносили серебро и вещи и яко пред ногами апостольскими, преподобного отца Трифона при ногах полагали. Иные же земли, и озера, и морские угожие воды подавали и письменными заветами утверждали»3. Испокон века все лапландские земли, озера, реки, морские тони, зве риные ловли и прочее были поделены междулопарскими погостами (сий- тами). Каждый лопарь, принимавший постриг, приносил с собой в мона стырь и право на пользование своей долей этих угодий, потому и трудно было сдерживать поток щедрых лопарских пожертвований в монастырь. Но излишнее «стяжание» имений шло вразрез с монашескими обетами, с апостольскими посланиями. А ведь именно на чистоте и молитвенности монашеской жизни, на «нестяжании» богатств в стенах монастыря на стаивал духовный учитель Трифона, блаженный старец Феодорит. И на таких принципах строил он монастырскую жизнь в своем Кольском мо настыре. Но все труднее становилось найти единомышленников в деле столь «святого и жестокого жительства», обрести стойких «воинов Христовых», готовых «умучать и покорять плоть свою в порабощение и послушание духу»4. «Шли не Богу служить, а тело свое льготить»5. 1 Там же. С. 325. 2 Ключ разумения / / Устав преподобного Нила Сорского. М. - Екатеринбург, 2003. С. 364. 3 Житие преподобного Трифона. С. 102. 4 Курбский А. История о великом князе Московском. С. 325. 5 ПСРЛ,ѴІ,с. 186. Цит. по: А/тянгаьскшМ.С. Нил Сорский и Вассиан Патрикеев. СПб., 1882. С. 190. 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz