Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Глава 4. Преподобный Трифон и его духовный подвиг Преподобный Корнилий Комельский, родом из ростовских бояр Крюковых, с 1501 года игумен этого основанного им монастыря, - име­ нитый земляк Феодорита Кольского1. Учитывая очевидную принадлеж­ ность Феодорита к высшему кругу общества и его редкую образован­ ность, можно утверждать близкое его знакомство с преподобным Корни- лием. Равно как и предположить, что во время своих хождений (1511— 1518 годы) «за Волгу-реку в тамо сущие великие монастыри»2, он побывал и в этом монастыре, основанном его великим земляком. Как известно, игумен Корнилий был высокообразован и явился создателем уникально­ го монастырского устава. Из жизнеописания преподобного Феодорита известно, что, покинув соловецкие пределы, он пришел «на созерцание ко славному и великому мужу, чудотворцу сущу, Александру Свирскому... Потом от Александра идет ажза Волгу реку, в тамо сущие великие монастыри»3. Как известно, преподобный Александр Свирский «пребывал в отношениях духовной любви с Корнилием Комельским, к которому послал одного из своих учеников»4 - преподобного Нила Столобенского. Так же и Феодорит Кольский, столь пришедшийся по душе свирскому игумену («зело любя- ше его»), прощаясь с преподобным Александром, конечно же, был благо­ словлен им идти в Комельскую обитель к преподобному Корнилию. В этом же монастыре принял постриг и подвизался будущий лидер «заволжского старчества» «премудрый Артемий», в дальнейшем вер­ ный друг и единомышленник Феодорита Кольского. В этих «заволжских пустынях» и завязались их дружба и духовное родство. Именно отсюда Феодорит уходил в Лапландские пустыни, где обрел еще одного своего соработника, «единого старца, пустынника, пришед­ шего во оную пустыню пред ним аки за пять лет »5- Трифона Печенгско­ го. И в дальнейшем дружба Феодорита и иных северных пустынников с «заволжцами» не прекратится, и они будут еще не раз возвращаться сюда, дабы вновь, «ревнуя жестокому и святому жительству, умучая и по­ коряя плоть свою в порабощение и послушание духа», собираться с силами 1 «Был он [Феодорит] мужродом от места Ростова славного». Курбский Л. История о великом князе Московском. С. 324. 2 Тамже. С. 325. ’ Тамже. С. 326. 4 ФедотовТ.П. Собрание сочинений. М., 2000. Т. VIII. С. 157. 5 КурбскийА. История о великом князе Московском. С. 332. 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz