Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.

Раздел IX инок». Чернец Варлаам благословляется на жительство в Печенгский монастырь к преподобному Трифону: «В созидаему святым Трифоном обитель на Печенге, за окияном-морем, устремился он видеть того труды и подвиги»1. Обнаружив на Печенге серьезное неблагополучие, Варлаам, не желая более оставаться здесь, «оставляет Трифоново селение и возвращается паки к Керети». Особая провидческая роль Варлаама была раскрыта нами выше в разделе «Варлаамово пророчество». И Трифон, по житию, тоже в это время уходит из Печенги: «Преподобный отец, взяв с собою не­ которых от братий, отыдоиіа во страны Великого Нова града»2. На «Варламовой ладье» оба великих подвижника Кольского Севера совершили славное морское плавание и прибыли в Кандалакшский Рож- дества-Богородичный монастырь, где игуменом теперь был их духовный наставник, преподобный Феодорит. После этой исторической встречи, которую можно назвать Собором Кольских святых, пути великих стар­ цев разошлись. Феодорит повелением Иоанна Грозного вскоре будет на­ значен архимандритом Спасо-Ефимьева монастыря в Суздале. Трифон уходит на восемь лет странствовать. Варлаам же возвращается в родные керетские пределы, в Чупскую губу, туда, где он захоронил свою наболев­ шую и драгоценную ношу - останки любимой матушки. В дальнейшем преподобный Варлаам ушел еще дальше, вглубь Чуп- ской губы, где «построил он часовню и жил в пещере со зверями». Несмо­ тря на пустынность места его уединения, к нему «как к светильнику, сия­ ющему в темном месте» (2 Пет. 1,19), за духовной помощью нескончае­ мо тянулся люд поморский, со своими проблемами, скорбями и болезня­ ми. Особенно стремились к нему за вспоможением страждущие от духов нечистых, те, кто подпал под страшную власть нечистых духов. Все они неизменно получали исцеление по молитвам старца. «Яко звезда всесвет- лая от пустыни воссияв чудеслучами» , Варлаам исцелял «обильно» иявил- ся для всех, «верно призывающих его»3, «прогонителем лукавых духов». Вся последующая долгая жизнь подвижника после принятия монаше­ ского пострига была напрямую связана с проповедью Евангелия и под­ вигом старчества. Варлаам прожил столь же долго, как и большинство кольских святых, как говорили в Керети: «будто бы до ста лет». «И Бо- ' Канон преподобному Варлааму. Л. 416. 2 Житие преподобного Трифона. С. 111. ' Канон преподобному Варлааму. Л. 416 об. 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz