Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Раздел IX инок». Чернец Варлаам благословляется на жительство в Печенгский монастырь к преподобному Трифону: «В созидаему святым Трифоном обитель на Печенге, за окияном-морем, устремился он видеть того труды и подвиги»1. Обнаружив на Печенге серьезное неблагополучие, Варлаам, не желая более оставаться здесь, «оставляет Трифоново селение и возвращается паки к Керети». Особая провидческая роль Варлаама была раскрыта нами выше в разделе «Варлаамово пророчество». И Трифон, по житию, тоже в это время уходит из Печенги: «Преподобный отец, взяв с собою не которых от братий, отыдоиіа во страны Великого Нова града»2. На «Варламовой ладье» оба великих подвижника Кольского Севера совершили славное морское плавание и прибыли в Кандалакшский Рож- дества-Богородичный монастырь, где игуменом теперь был их духовный наставник, преподобный Феодорит. После этой исторической встречи, которую можно назвать Собором Кольских святых, пути великих стар цев разошлись. Феодорит повелением Иоанна Грозного вскоре будет на значен архимандритом Спасо-Ефимьева монастыря в Суздале. Трифон уходит на восемь лет странствовать. Варлаам же возвращается в родные керетские пределы, в Чупскую губу, туда, где он захоронил свою наболев шую и драгоценную ношу - останки любимой матушки. В дальнейшем преподобный Варлаам ушел еще дальше, вглубь Чуп- ской губы, где «построил он часовню и жил в пещере со зверями». Несмо тря на пустынность места его уединения, к нему «как к светильнику, сия ющему в темном месте» (2 Пет. 1,19), за духовной помощью нескончае мо тянулся люд поморский, со своими проблемами, скорбями и болезня ми. Особенно стремились к нему за вспоможением страждущие от духов нечистых, те, кто подпал под страшную власть нечистых духов. Все они неизменно получали исцеление по молитвам старца. «Яко звезда всесвет- лая от пустыни воссияв чудеслучами» , Варлаам исцелял «обильно» иявил- ся для всех, «верно призывающих его»3, «прогонителем лукавых духов». Вся последующая долгая жизнь подвижника после принятия монаше ского пострига была напрямую связана с проповедью Евангелия и под вигом старчества. Варлаам прожил столь же долго, как и большинство кольских святых, как говорили в Керети: «будто бы до ста лет». «И Бо- ' Канон преподобному Варлааму. Л. 416. 2 Житие преподобного Трифона. С. 111. ' Канон преподобному Варлааму. Л. 416 об. 146
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz