Митрофан (Баданин, Алексей Васильевич; епископ; 1953-). Кольский Север в Средние века. В 3 т. Т. 3. Активная христианизация Кольского Севера в XVI веке. Просветители края, итоги миссии и их последователи / еп. Митрофан (Баданин). - Североморск : Издательство Североморской епархии, 2017. - 386, [5] с. : ил., карты, факс.
Раздел IX вредных червях», хотя характерные отверстия в древних остовах кораблей, еще лежащих на берегах Кольского полуострова, по мнению ученых, свидетельствуют об их явном наличии в прошлом. Самое же примечательное, и что особо подчеркивается в «Кано не... », это то, что Варлаам не уничтожил этих червей, а именно заклял, «от чего они потеряли свою силу». Поскольку, как тварь Божья, «есте ством своим непобедимы черви были, но Варламовой молитвы к Богу послу шались». Произошло именно то явление, что упоминается в Писании: «Тварь снова свыше преобразовалась в своей природе, повинуясь осо бым повелениям, дабы сыны Твои сохранились невредимыми» (Прем. 19, 6). Именем Христовым было дано тем червям повеление: «отбегнуть и отойти в непроходимые места от Святого Носу, идеже тьма и мрак не престанно бывают». Описывая природные особенности этих «червей», ученые подчер кивают, что, несмотря на имеющуюся у них способность перерабатывать древесные опилки, твари эти, как и все моллюски, сохранили также и воз можность питания методом фильтрации. Другими словами, существуя вне древесной среды, они могут питаться мелкими планктонными орга низмами. В этой связи небезынтересно обратить внимание на то, как в «К ан он е ...» подчеркивается этот факт приобретенного, а не есте ственного, способа питания этих моллюсков, путем «сверления» древе сины кораблей. «Видел окиянскую пучину нечистую и человеками непро ходимую от множества червия, иже остовы вертети кораблей естеством на вы кш их»1. То есть изначальные природные свойства существ претер пели последующие изменения, и в результате они «навыкли», приобре ли, этот вредоносный навык - «вертеть» остовы кораблей. Таким обра зом, здесь мы вновь видим указание на то, что Господь в акте Творения не сотворил зла. Единственной причиной приобретения вредоносных свойств той или иной тварью Божьей, червем ли, бактерией или вирусом, выступает человеческая греховность. Наблюдаемое в настоящее время нарастание этого смертоносного процесса деградации благодатных при родных свойств живой природы определяется дальнейшим возрастани ем греха в мире. В то же время, Святой Дух и преизобилующая Благодать, изливающи еся на земную тварь по молитвам каждого святого угодника Божьего, 1 Канон преподобному Варлааму. Л. 415. 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz